В МОСКВЕ есть места, где время остановилось, замерло на отметке не то 70-х, не то 80-х гг. Например, парки культуры и отдыха "Кузьминки" и "Люблино", где в летний зной пытается схорониться чуть ли не все население ЮВАО.
ЕЩЕ в 1997 г. постановлением правительства Москвы два этих парка объединили в музейно-выставочный Центр русской усадебной культуры и дворянского быта в целях "принятия действенных мер по сохранению, реставрации и музеефикации (слово-то какое!) исторических дворцово-парковых ансамблей". Об этом возвещает огромный металлический стенд, установленный у парадного входа в парк "Кузьминки". Здесь же возведено то, что когда-то называлось фонтаном: круглый бассейн, в центре которого распушила крылья медная жар-птица. Вода мутная, а наваленный мусор превращает этот постиндустриальный "шедевр" в обыкновенную помойку.
В центре ПКиО "Кузьминки" - автодром. Можно прокатиться (один круг) на багги или мотомобиле. Единственная издержка лихой езды - пыль, которую приходится глотать не только ездоку, но и окружающим. Уголок аттракционов наиболее ярко свидетельствует о том, что в деле "музеефикации" администрация парка достигла больших успехов. Ветхие карусели, качели, детская железная дорога и т. д. таких дремучих годов, что хоть сейчас годятся для выставки с условным названием "Как развлекались наши дедушки". "Да, аттракционы у нас старые, - соглашается со мной замдиректора парка Владимир Андроникян. - Мы бюджетная организация".
Есть в парке и проточные пруды, населенные карпами, лещами, ратанами и... кишечной палочкой. Несмотря на объявления, что купаться запрещено, водоемы запружены народом. Под каждым кустом "юваовцы" развернули скатерти-самобранки и выпивают. "В прошлом году, - рассказывает заведующий лодочным и катамаранным парком, - утонули 35 человек. В этом пока - бог миловал, но сегодня я лично двоих спас. А они нажрались и опять в воду полезли. Больше не буду спасать, что я им, нянька, что ли?"
В парке "Люблино" картина схожая. У пруда, в котором также цветет вода, плавает мусор и в обилии водится кишечная палочка, нет свободных мест. Один хмельной пловец на мой вопрос, знает ли он про заразу, которая водится в воде, ответил философски: "Знаю, но я же не пью эту воду". Карусели в люблинском хозяйстве еще более раздолбанные, чем в "Кузьминках", а веломобили (7 руб. за пять минут) вообще тянут на антикварную экзотику. Единственный парковый туалет в выходные оказался закрыт. Может, и к лучшему, от него за версту несло так, что слезились глаза и перехватывало дыхание. Увы, никого из администрации мне в этот день найти не удалось. А охранник автомобильной стоянки, расположенной у здания администрации, ни под каким предлогом не давал мне телефон дирекции. "Откуда я знаю, может быть, вы террорист какой-нибудь", - заметил он и вновь уткнулся в телевизор.
P. S. Продолжение темы смотрите в программе "Городское собрание" 13 июля в 11.15 на ТВЦ.