СПРОСИТЕ любого жителя столицы, каким ему видится портрет среднестатистического москвича, и вы услышите сплошь лестные эпитеты. Образованный, интеллигентный, умный, отзывчивый... Но тогда почему провинция при характеристике жителей Первопрестольной выбирает слова, как правило, противоположные по смыслу? Так что же представляет собой общность москвичей с точки зрения психологии, этносоциологии и истории.
Регионы против Москвы
ВЕРНЕМСЯ к провинциалам. Их негативное отношение к столице находит воплощение в таких образах, как "язва на теле России", "пир во время чумы", "жирующий город". Фонд "Общественное мнение" приводит цифры: 85% населения регионов считает, что москвичи живут лучше остальных. Мнения, что Москва кормится за счет регионов, придерживаются 73% опрошенных. В областных центрах, где численность населения превышает миллион человек, этот показатель достигает 82%. А в самой Москве и Санкт-Петербурге эту точку зрения разделяют лишь 46% респондентов.
В портрете столичного жителя много нелицеприятных качеств. Он сноб. Плохо себе представляет, что происходит в регионах и как там живут, а порой и где они находятся. К приезжим и иногородним относится высокомерно-презрительно. Черствый, замкнутый, вечно спешащий человек. Московские девушки заносчивы. Московские юноши изнеженны и боятся суровых испытаний. Московские домохозяйки готовить толком не умеют. Короче, налицо вопиющий контраст с остальной Россией - радушной, хлебосольной и общительной... Так есть ли в этом портрете хоть доля правды или он чистой воды миф?
"Думаю, все понимают, в чем причина неприязни провинциалов к столице. Советская власть сделала для этого все возможное. Москва никогда не знала, что такое дефицит, в то время как в других регионах, далеко не бедных, люди видели в магазинах полупустые полки. Другое дело, что в эмоциональных оценках всегда есть некая доля перегиба, - утверждает социальный психолог Сергей Красноухов. - То, что москвичи более замкнуты и циничны, естественно. В мегаполисе человеку отводится меньше жизненного пространства, чем в той же деревне. Когда вы каждый день едете в переполненном вагоне метро, видите вплотную перед собой абсолютно незнакомых людей, ваше "прайвиси" (неприкосновенная частная зона) так или иначе уменьшается. Вместе с ней уменьшается число точек соприкосновения с окружающим миром. Или взять нищих-попрошаек. Ежедневно к вам подходят несчастные дети и умоляют дать им денег. С одной стороны, в вас просыпается естественное сострадание, с другой, вы понимаете, что это банальное вымогательство, да и помочь всем обездоленным все равно не сможете. Что остается? Становиться циником, закрываться в панцирь".
Территориальный патриотизм
ДЛЯ социально-психологической общности под названием "москвичи" характерны те же процессы, что и для жителей всех мегаполисов мира. Но есть у нас кое-какие свои, исторические особенности.
Москва всегда считалась торговым городом. Благодаря своему удобному географическому положению Белокаменная притягивала торговцев из других губерний. А там, где торговля, там, как правило, вертятся "лихие" деньги и "лихие" люди. "Со временем эти люди оседали в городе, рожали детей, ассимилировались, втекая в общность москвичей, - продолжает Красноухов, - и их "лихость" (т. е. авантюрность, предприимчивость) становилась менее заметной. На самом деле на генетическом уровне она сохранялась и через несколько поколений проявлялась в других качествах. Поэтому москвичи более активны в социальном плане, они любят рассуждать о политике, общественных явлениях. Неприязнь к приезжим - проявление все той же "лихости". В ее основе лежит опасение конкурента: вот придет другой, более "лихой", чем я, и потеснит меня. Представьте, вполне интеллигентная женщина презрительно говорит о "лимитчиках", понаехавших в город. Себя она называет коренной москвичкой и даже не догадывается, что ее предок пришел когда-то в Москву с обозом, ухлопав по дороге пару компаньонов!"
Между прочим, москвичам в большей степени, чем жителям других регионов, свойственны рассуждения о России не как о "своей" стране, а как об "этой" стране. ("Пора уезжать из этой страны", "В этой стране все не по-людски".) Полагая, что наша столица - вполне европейский город, москвичи считают, что она - по своему духу и культуре - гораздо ближе к Европе, чем к остальной России. Поэтому и понятие патриотизма здесь иное. Опрос, проведенный этносоциологами, показал: у московских школьников очень высокий уровень территориально-психологического самосознания и патриотизма. Человек гордится не столько тем, что он москвич, сколько своей привязанностью к определенному району, историческому месту. Этим, кстати, объясняется еще один столичный миф - об энергетической связи москвичей с местом своего проживания (переезжая в другой район, люди начинают чувствовать недомогание, их аура слабеет). На самом деле многие из нас просто не знают той Москвы, где им не доводилось бывать или жить какое-то время.
А вот еще одно проявление территориального патриотизма. "Почти 90% школьников столицы, считающих себя русскими, не упоминают об этом при ответах на известный тест Куна: "Назовите пять раз, кто вы?" - говорят сотрудники Института этнологии и антропологии РАН. - Только 11% пишут, что они россияне и граждане России, в то время как 20% среди прочих признаков указывают, что они москвичи. Кроме того, 20% школьников не имеют представления о собирательном образе русского народа и его характеристиках".
Евреев сменили кавказцы?
ЕСЛИ во времена Булгакова москвичей портил квартирный вопрос, то теперь пришла очередь национального. Лишь около 25% столичной молодежи воспринимают полиэтничность города как норму. А 73% называют эту проблему актуальной и беспокоящей их.
Конечно, пока не проведена перепись населения, невозможно конкретно сказать, насколько изменился этнический состав Москвы. Но то, что изменился расклад внутри "племенного состава" иноземцев, несомненно. За последнее десятилетие из Москвы уехало очень много евреев, "а на их место" прибыли представители титульных народов стран СНГ, в первую очередь - Закавказья. Наибольшие изменения в этнический портрет москвича начала ХХI века внесли армяне: их доля в миграционном приросте составляет 10,6%. Наша столица (как "вполне европейский город") уже обзавелась своими этническими районами. Армяне предпочитают жить на Юго-Западе, особенно - в Солнцеве. Грузинская община облюбовала Марьину Рощу. Азербайджанцы стараются селиться поближе к рынкам, а потому их много в Измайлове.
...Кстати, сто лет назад Москва была менее славянским городом, чем сейчас. В начале ХХ века в ней проживало 26% нерусского населения! Но ни у кого не было сомнения, что она являлась русским городом. И еще. Если в недавнем прошлом для населения нерусских национальностей было важно сохранить свою самобытность, "не раствориться" в местной среде, то теперь мигранты стремятся приобщиться к образу жизни москвичей или, по крайней мере, не вызывать своим поведением, словами отрицательных эмоций.
Так что если у москвича когда-нибудь и появятся характерные черты лица "кавказской национальности", он все равно будет оставаться москвичом. И... так же недолюбливать приезжих?