Мы забываем слово патриотизм
Альтернатива так и не появилась
Защищать Родину - это профессия?
ПЕРВОГО апреля начнется очередная призывная кампания. Снова толпы потенциальных "защитников Родины" будут за огромные деньги покупать липовые справки о болезненности своих организмов и скрываться на чужих квартирах. Военкоматы снова станут забривать лбы всем, у кого наличествуют голова и четыре конечности, и трактовать любые законы исключительно в свою пользу. Между тем не так далеки от нас времена, когда юноша, "отбракованный" военкоматом, считался ущербным. Так почему нынешнее поколение молодых москвичей не желает служить?
Патриотов нужно воспитывать
Александр ВОЛОБОЕВ, директор Московского кадетского казачьего корпуса ЮВАО:
- Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии - не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, - отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе. И речь в данном случае идет не о военно-строевой подготовке (хотя она мальчикам тоже должна преподаваться), а о любом предмете. Можно же и историю, и русский язык, и даже биологию с химией преподавать так, что в каждом слове учителя будет звучать гордость за страну. Пока государство этим не озаботится, молодые люди не захотят вставать на его защиту и будут косить от армии.
Юрий НЕНАШЕВ, администратор, 27 лет:
- В армию меня забрали 7 лет назад - с третьего курса института. Я совершенно не жалею о том, что попал на службу. Вообще считаю, что армия - это, извините за банальность, школа жизни, которую должен пройти каждый мужчина. Собственно, во время службы мальчик и превращается из розы-мимозы в настоящего мужика. Дома мамки-няньки за него готовят, стирают, убирают, а в армии приходится все делать самому. Это очень организует, мгновенно взрослеешь, по-другому начинаешь относиться к жизни. Да и армейская дружба - самая крепкая. Конечно, повезло, что меня распределили под Чехов, а не в Чечню. Да и командир у нас был мировым мужиком. Я до сих пор к нему в гости езжу. Так что ни дедовщины, ни пыток, ни голода у нас в части не было. Если бы начальство везде было таким, думаю, ребята в армию шли бы с большей охотой. Уверен: в мальчике с детства надо воспитывать патриотизм, внушать ему, что Родина у человека одна и ты, как мужчина, должен ее защищать. А то сейчас большинство парней мечтают об одном: откосить от армии и уехать жить в Америку.
Воевать должны профессионалы
Владимир ГРУЗДЕВ, депутат МГД, выпускник суворовского училища, бывший разведчик:
- Сегодня престиж службы в Вооруженных силах предельно низок. Желания вставать "под ружье" у парней нет по нескольким причинам. Для начала молодым людям (особенно успевшим окончить вуз) страшно сознавать, что два года жизни пропадут зря. На "гражданке" есть семья, дом, работа, в армии - только казарма, устав, водка и невежество. После службы необходимо будет снова вливаться в жизнь, которая не стоит на месте, все придется начинать буквально с нуля. Еще ребят пугает дедовщина. Масштабы издевательств в армии огромны и очевидны. Дедовщину поддерживают безнаказанность (отовсюду только и слышно, что в одной части кого-то застрелили, в другой - избили, в третьей - заморили голодом) и сама система призыва на службу в Вооруженные силы. К тому же ситуация в Чечне до сих пор неспокойна. Защищать целостность страны - это, безусловно, почетный долг каждого мужчины, но в данном случае для призывников непонятны цели этой операции. Выходом из ситуации, на мой взгляд, может быть только переход к профессиональной армии. Опыт последних крупномасштабных военных конфликтов доказывает, что наилучшим образом обеспечивают безопасность страны профессиональные Вооруженные силы, комплектуемые на контрактно-добровольной основе. Только профессионалы могут должным образом освоить сложное современное вооружение и боевую технику. Ведь сейчас успех обеспечивается не численностью выставляемых на поле сражения пехоты и танков, а качеством систем управления, наведения и разведки.
Татьяна КУЗНЕЦОВА, председатель Комитета солдатских матерей Москвы:
- Вопрос "почему не хотят?" не очень актуален: 90% нынешних призывников по закону НЕ ИМЕЮТ ПРАВА служить в армии по состоянию здоровья. Мы работаем уже 5 лет, и за это время я, к сожалению, не видела ни одного здорового юноши. Так что для начала нужно позаботиться о самочувствии молодых людей, а потом уже призывать их на службу в армию. К тому же у призывников должно быть право выбора. Служить в армии должны те, кто этого ХОЧЕТ. В последнее время я люблю повторять расхожую фразу: "Есть такая ПРОФЕССИЯ - защищать свою Родину". Пусть в армии служат профессионалы, люди, которым это интересно, которые хотят получать деньги за свое умение воевать. Думаю, это самый разумный подход.
Сам сделаю выбор
Владимир ЛЫСЕНКО, депутат Госдумы:
- Первая причина, по которой ребята не желают идти в армию, - война в Чечне. По нашим сведениям, там уже погибло около 20 тыс. призывников. Умирать в мирное время непонятно ради чего никому не хочется. Вторая причина - обстановка в армии. Приведу пример: сын моей знакомой живет в Германии. Недавно отслужил девять месяцев в их бундесвере. И пребывает в полном восторге от германской армии. По его словам, он многому научился у военных, узнал массу интересных и полезных вещей. От кого-нибудь из наших ребят, отслуживших в армии, вы подобное слышали? Третья причина: у нас действительно много верующих молодых людей и юношей с пацифистскими взглядами. А забирают служить всех. Естественно, подобное положение вещей порождает протест. Новый закон об альтернативной гражданской службе, который начнет действовать с 1 января 2004 г., возможно, немного исправит ситуацию. Хотя, если честно, он получился драконовским. Минобороны оставило за собой право решать, куда посылать призывников, и обещает устраивать их в стройбаты и отправлять в Сибирь. Поэтому о параллельном обучении в вузе, которое по закону разрешено, вряд ли идет речь. Ведь альтернативная служба будет длиться 4 года. Тем не менее теперь военным придется доказывать, что служба в армии почетнее, безопаснее и лучше мытья уток в больнице.
Александр МЕЧНИКОВ, студент:
- Служить бы рад - прислуживаться тошно. Так точнее всего можно охарактеризовать мою позицию. Я готов защищать свою страну с оружием в руках, но не желаю мыть зубной щеткой унитазы или стирать портянки какого-нибудь "деда". К тому же я против войны (простите, "спецоперации") в Чечне. А умирать за то, во что не веришь, - абсурд. Мой друг воевал еще в первую чеченскую кампанию. Вернулся физически здоровым человеком с совершенно искалеченной психикой. Как водится, с горя запил, работу несколько лет найти не мог. По-моему, он до сих пор до конца "не въехал" в нормальную жизнь. Свободно общаться с ним могут только сослуживцы, которые тоже прошли этот ад. В то же время я не боюсь грязной работы и альтернативную службу в какой-нибудь больнице или на стройплощадке, думаю, одолел бы. Особенно если бы параллельно можно было учиться, чтобы не выпадать из обычной жизни.
Вместо заключения
МОЛОДЫЕ люди не отказываются воевать за Отечество и защищать Родину. Просто они не желают служить под началом СТРАХА. Они уже взрослые, самостоятельные люди, которые требуют уважения к себе. Командир - это начальник, а не рабовладелец. Его власть ограничена, он должен приказывать, но не имеет права унижать. После того как это осознает каждый офицер, мы забудем о дедовщине: ведь каков поп - таков и приход. А еще нынешней молодежи необходимо предоставить свободу выбора. Понятно, что в армии за солдат выбирает командир. Но сначала человек должен оценить свои силы, уяснить для себя: сможет ли он два года провести в структуре, где все четко регламентировано и делается только по приказу, или ему проще строить дома и ухаживать за больными. Да и понятиям "муштра" , "приказ", "армейская дисциплина" стоит вернуть их первоначальный смысл. Потому что сегодня за этими вывесками зачастую скрываются жестокость, насилие и полная безнаказанность, царящие в воинских частях. Я верю, что, после того как все перечисленное произойдет, служба в армии опять станет ПОЧЕТНЫМ долгом. Но до тех пор ребята будут бегать от военкоматов. И я их прекрасно понимаю...
ЖЕНЯ К., 20 лет, жил вдвоем с отцом-инвалидом. Отец получал мизерную пенсию, парню тоже платили нерегулярно. И он подался на заработки в Москву. Юношу остановил "военно-милицейский" патруль и быстренько препроводил в ближайший военкомат. Через три дня новоиспеченный солдат уже ехал в сторону места службы. Когда отец собрал документы и подал апелляцию в суд, там развели руками: да, отсылать мальчика на службу не имели права. Но теперь он на Севере, бороздит морские просторы. Конечно, пообещали единственного кормильца домой вернуть, как только он придет из плавания, примерно через... год. Правда, не сказали, на какие деньги до этого момента жить его отцу.
СЕРГЕЯ А. в армию отправляли с песнями и плясками. Через некоторое время родители получили извещение о том, что сын умер. Он погиб не от шальной пули - его убила... мозоль. Добираясь до места службы, парень натер ногу. Стер ее буквально до кости. В лазарете к его проблеме отнеслись прохладно: ишь ты, нежный какой. В итоге - гангрена. С летальным исходом.
АЛЕКСЕЯ И. призвали в армию. В этот момент его мать-пенсионерка разводилась с мужем, который давно уже жил отдельно. Это - законное основание для получения отсрочки. До окончательного решения суда оставалась буквально пара дней. Военкомат эти мелочи, естественно, не интересовали. Отчаявшаяся женщина решила сама сходить к районному военкому... Из здания военкомата ее с побоями выпихивали двое бравых молодцов. Допинав до двери, пенсионерку выбросили на ступеньки. В итоге у женщины тяжелейший перелом руки. Милицейский вердикт гласит: поскользнулась возле военкомата.