ТРЕТЬЕ транспортное кольцо по мере своего появления облегчает жизнь москвичам, передвигающимся по городу на машинах. Однако пробок почему-то не становится меньше, особенно в центре. Специалисты между тем говорят, что когда под Садовым кольцом выроют 7 подземных переходов, а над Сухаревской, Зубовской и Кудринской площадями перекинут эстакады, это даст возможность закрутить кольцо в ОДНУ СТОРОНУ и на 40% улучшить дорожную ситуацию. Проблема только в том, что в ближайших планах эти работы не предусмотрены. Менять ситуацию, по мнению Юрия Лужкова, начнет "Большая программа малых дел". Так назвали новую комплексную схему организации дорожного движения, которую приняли за основу на градостроительном совете.
Непроходимость
КАЖДЫЙ день в центре города одновременно движется 38 тыс. машин. Половина из них "оседает" на обочинах, тротуарах и прочих местах, предназначенных, по мнению водителей, для парковки. И без того небольшие улочки превращаются в узкие горлышки, пригодные только для пробок, которые с удовольствием образуют остальные машины, пытающиеся центр пересечь. Аварийность в этих местах в 1,6 раза выше, чем в среднем по городу. И удивляться, собственно, нечему: из 197 км, такова суммарная длина всех дорог в центре, 161 км - проезды местного значения, те самые труднопроходимые улочки.
Новая комплексная схема предлагает положение изменить, для чего машины по таким проездам должны двигаться лишь в одном направлении. Организация одностороннего движения предполагает объединить соседние улицы парами, по одной из которых можно будет проехать в сторону Кремля, по другой - в обратную. По Пречистенке ехать можно только к Зубовской площади, по Остоженке - к храму Христа Спасителя; по Большой Никитской - к Моховой, по Малой Никитской - к Садовой-Кудринской; по Верхней Радищевской - к Яузским воротам, по Николоямской - к Андроникову монастырю. Односторонними станут центральные набережные вокруг Кремля: машины поедут по часовой стрелке, и тогда кремлевское полукольцо станет кольцом вполне полноценным. Последнее обстоятельство не порадует москвичей, надеющихся на то, что центр когда-нибудь все же станет пешеходной зоной, прокомментировал схему Иосиф Орджоникидзе, заместитель мэра в городском правительстве. Кремлевское кольцо затруднит формирование кольца Золотого (так называют пешеходный маршрут от Манежной площади до храма Христа Спасителя). "Это губительно для развития туризма в Москве и противоречит логике развития крупной европейской столицы", - считает Орджоникидзе.
Как бы там ни было, разделение улиц на пары - не единственный пункт новой программы. Строительство небольших дорожных объектов - не менее важная ее часть. С внутренней части Садового кольца появится съезд на Серебряническую набережную Яузы. Ул. Пречистенку расширят за счет того, что часть ее вынесут над Москвой-рекой. С внешней части Садового кольца сделают выезд на Крымскую набережную, для чего под Крымским мостом пророют тоннель. Новокузнецкую ул. доведут до Большого Устьинского моста и организуют на него заезд с Москворецкой набережной. Всего дороги изменят свое лицо в 36 местах, и кроме расширения проезжих частей предусмотрено строительство 18 подземных переходов с последующей ликвидацией светофоров.
Требуются парковки
ЕЖЕГОДНО число машин в Москве увеличивается на 7-8%. И если благосостояние москвичей будет расти такими же темпами, через 10 лет число машин приблизится к 7 млн.! Главный столичный архитектор Александр Кузьмин считает, что, когда все мероприятия из новой программы будут реализованы, движение транспорта в городе значительно улучшится. Но реорганизацией дорог не обойдешься. Ведь причина затрудненного движения в центре города, как уже было сказано, - в беспорядочных и стихийных парковках.
Генплан Москвы и план развития ЦАО давно "говорят", что в пределах Садового кольца нельзя строить. Парковок это касается в первую очередь. Поэтому придется смириться с тем, что 55 тыс. стояночных мест всегда будут на улице. Именно столько парковок "на каждый день" необходимо иметь в пределах кольца. Утешиться можно тем, что во всем мире часть машин закрывает для проезда дорожное полотно. Нужно лишь такое использование упорядочить. Когда каждой улице в ЦАО найдут пару, парковки разрешат только с одной стороны. Таким образом будут пристроены 18 тыс. машин. Еще 20 тыс. машин разместятся во дворах. Для остальных 17 тыс. должны быть организованы муниципальные парковки. В этом и заключается самая сложная часть программы. И дело даже не в том, что парковок еще нет в природе. Дело в том, что свободные места присмотрены лишь для половины из них. Где брать остальные, пока неизвестно. И пока не будут найдены места для их организации, машины как занимали, так и будут занимать свободные стороны улицы, вне зависимости от того, разрешена парковка на этой стороне или нет.
По предварительным подсчетам, расходы на "Большую программу малых дел" будут незначительными. Осилить их горбюджет сможет за 2-3 года и даже раньше. Первые изменения, касающиеся одностороннего движения и парковок по новым правилам, произойдут в "Северном секторе" - от Тверской до Маросейки и Покровки.