Движение в городе всегда тормозят пробки. Летом же проблема заторов превращается в настоящую катастрофу. Более 2 млн. москвичей выезжают на дачи, примерно столько же жителей области ежедневно приезжают на работу в столицу.
К автобуму никто не был готов
Главная причина возникновения пробок - небывалый рост автопарка. Только в прошлом году из-за рубежа было ввезено 500 тыс. иномарок. Большая часть этих автомобилей предназначалась для Московского региона. В столице зарегистрировано более 3 млн. транспортных средств, и каждый год это число увеличивается на 9%. Не отстаёт и область: в Подмосковье на учёте более 1 млн. машин, ежегодный прирост - 9%. Загруженность дорог резко увеличилась: в зависимости от направления от 2 до 5 раз. Практически моментально встали головные участки Ярославского, Горьковского, Ленинградского, Можайского и Волоколамского шоссе. Не лучше дела обстоят на Егорьевском, Носовихинском, Пятницком шоссе, а также на автодорогах Москва - Серпухов и Москва - Жуковский. Если посмотреть на карту, получается, что столица взята в прочное кольцо пробки. Смог от стоящих на месте автомобилей такой, что в зоне МКАД многие растения отказываются размножаться.
"К сожалению, московские и областные трассы оказались не готовы к такому наплыву автомобилей, - говорит Иван Жук, депутат Мособлдумы. - По самым скромным подсчётам, такой автобум ожидался разработчиками трасс только в 2015 г. Естественно, дороги проектировались в соответствии со старыми расчётами. С другой стороны, многие проекты не принимались из-за того, что казались слишком дорогими: любая власть старалась решить насущную проблему, не заглядывая вперёд даже на 20 лет. Например, ещё при Хрущёве разработчики предлагали построить МКАД с 4-полосным движением в каждую сторону. Но Никита Сергеевич ответил, что для такой дороги автомобилей не наберётся, и "урезал" движение до 2 полос в каждую сторону. То же самое происходит и сейчас. Строительство и реконструкция дорог стоят очень дорого. Никто не хочет закапывать деньги в землю для того, чтобы решить проблему хотя бы на 10 лет вперёд.
Новые трассы уже нуждаются в модернизации
В настоящее время мы пожинаем просчёты, допущенные 20-30 лет назад. Сейчас приходится срочно проводить работу над ошибками - ремонтировать, расширять построенные всего несколько лет назад дороги. Недавно началась реконструкция Киевского шоссе, ведутся работы по расширению Боровихинского, на очереди Ленинградское. В соответствии с Федеральной целевой программой модернизации транспортной системы России (2002-2010 гг.) предполагается реконструкция головных участков автодорог "Холмогоры", "Беларусь", "Волга", "Урал", "Россия". Также в планах модернизация Малого и Большого московского кольца. На все эти нужды из федерального бюджета было выделено всего 56 542 млн. руб. "Вряд ли на эту сумму удастся провести качественный ремонт, - продолжает Иван Жук. - Примерно десять лет назад проводилась реконструкция МКАД. И что она дала? Уже сейчас нужно заново переделывать съезды с кольца. Причём не просто расширять и модернизировать, а качественно изменять. Практически ни один съезд не отвечает современным требованиям к автодорогам. Да и нет самого понятия "современные требования". Мы пользуемся стандартами и СНиПами, принятыми ещё в 1980-х гг. До сих пор не принят даже закон "Об автомобильных дорогах".
Во всей Европе, например, давно не проектируют развязок в виде "клеверного листа", они изжили себя ещё в конце 1980-х гг. А у нас их строят. Несколько лет назад реконструировали Ярославское шоссе. И что? Отремонтированная трасса рассчитана на 25 тыс. машин в сутки. При чёткой организации эту цифру можно довести до 40 тыс. Но ведь уже сейчас требуется пропускная способность не менее 100 тыс. автомобилей. Пробку дополняет и некачественно спроектированный съезд. Развязку почему-то вывели под прямым углом к МКАД - автомобили выстраиваются на поворот в 2-3 ряда. Ни на одном из съездов с МКАД не предусмотрена полоса откоса (полоса безопасности въезда и выезда на МКАД).
Огороды не отдают под асфальт
Появилась и новая проблема - выкуп земли у населения. Большинство подмосковных трасс нужно расширять. Но сельские жители не всегда идут навстречу. Например, не удаётся провести дублёр Осташковского шоссе, проходящий в объезд Тарасовки. Жители этого населённого пункта и соседнего Челобитьева отказываются покидать свои дома. "Мне кажется, что проблему дорог нужно решать в комплексе, - продолжает Иван Жук. - В области несколько лет рассматривается следующий проект: столичные предприятия, требующие больших транспортных услуг - склады, терминалы, заводы, - нужно вывести далеко, за 20-30 км от МКАД. Уже за пределами МКАД появятся новые рабочие места, и жителям области не придётся ездить на работу в столицу. Одновременно с этим нужно построить на расстоянии 30-60 км от МКАД Центральную кольцевую дорогу - с тем чтобы она взяла на себя транзитный транспорт".
Для решения комплекса дорожных проблем нужны огромные средства. Но нередко суммы, уже заложенные в смету, приходится увеличивать в процессе работы. Цена на материалы за год подскакивает на 20%, тогда как официальный процент инфляции, используемый для расчётов, всего 11%. Поэтому практически все проблемы трасс сводятся к недостаточному финансированию. Например, МКАД находится в поле интересов не только столицы и области, но и страны в целом. Неужели власти - городская, областная и федеральная - не могут договориться о решении ОБЩЕЙ проблемы? В столице привычно кивают на Подмосковье - дескать, мы провели реконструкцию подведомственной нам территории. У области нет средств, как у Москвы, на ремонт трасс. Федеральные чиновники и депутаты стараются сэкономить на дорогах, когда закладывают бюджеты. Может, если бы они стояли в пробке наравне со всеми, трассы и развязки европейского уровня у нас появились бы гораздо раньше?
Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат МГД:
- Пробки - проблема всего Московского региона. Столица и область не могут решить её по отдельности, именно поэтому и я ратую за объединение этих двух субъектов. У них должны быть единый бюджет на реконструкцию и строительство дорог, единый Генплан и единая системная работа по реконструкции. А так - каждый регион ремонтирует исключительно "свой" участок дороги. Не добавляет порядка и ликвидация Дорожного фонда. Мы - единственная страна, у которой такого фонда нет. И посмотрите на загруженность наших дорог!
Пробка без причины
В пятницу поездка на дачу превратилась в кошмар: в районе Соколовки застрял в пробке. Расстояние от деревни до Наро-Фоминска - всего 60 км, так этот отрезок я ехал целых 3 часа! Некоторые умники старались объехать по встречной полосе, но и она скоро оказалась забитой автомобилями. Никакими объективными причинами пробку объяснить было нельзя! Машина же ДПС появилась в этом месте только однажды - она сопровождала "членовоз"...
Сергей С о л о в ь ё в
На предложения читателей не ответили
Мы завершаем акцию по борьбе с уличными заторами в столице. Благодарим читателей, приславших в редакцию несколько сотен предложений о том, как победить пробки в городе. Наиболее интересные идеи мы опубликовали. Некоторыми даже заинтересовались городские и федеральные власти, лично мэр Москвы Юрий Лужков и главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов.
Однако, к большому нашему удивлению и сожалению, в столичном Департаменте транспорта и связи, вместе с которым проводили акцию, нам не смогли ответить, какие конкретно предложения читателей взяты на вооружение и когда их воплотят в жизнь. А ведь писавшие в газету высказывали идеи о расширении конкретных улиц, изменении режима работы определённых светофоров и дополнительной установке знаков в наиболее проблемных местах. Видимо, у чиновников, в чьи прямые должностные обязанности входит забота о том, чтобы в столице было удобнее ездить на машинах и ходить пешком, есть более важные дела. Но пока власти не научатся прислушиваться к тому, что предлагают москвичи, на службе у которых они состоят и на деньги которых живут, многие проблемы в столице решены не будут. В том числе и проблемы столичных пробок.
Смотрите также: