ВСЕ-ТАКИ печатное слово - большая сила. После того как в прошлом номере "АиФ - Москва" (N 20) был опубликован материал "Атипичные меры", в котором мне пришлось рассказать о непонимании некоторых городских чиновников, с которыми столкнулся, пытаясь узнать, что же делается в столице для предотвращения эпидемии вируса SARS, многие двери волшебным образом открылись передо мной. Первым делом я поехал на долгожданный осмотр процедуры дезинфекции городского транспорта.
УГРЮМЫЙ водитель, сердито ворча, протирал тряпкой забрызганный руль своего автобуса. На все заверения милых тетушек в белых халатах в целесообразности и даже необходимости дезинфекции он лишь бросил сквозь зубы: "Я же просил не прыскать в кабину! У меня на эту вашу гадость аллергия, руки волдырями идут, глаза слезятся и в горле першит". Поскольку в этом автобусном парке санобработку против атипичной пневмонии проводили первый раз, слова шофера показались мне странными: "Когда это вас еще "опыляли"?" - "А когда я трупы после "Норд-Оста" вывозил".
Но, несмотря на заверения хмурого водителя, врач мединфекционной станции Надежда Гончарова, на чью группу выпала обработка 17-го автобусного парка, заверила меня в полной безвредности применяемых химикатов. Оказалось, что специальное средство "Самаровка" - штука проверенная и для людей безопасная. А вот микробы мрут от нее все: от СПИДа до гриппа включительно. Именно этим средством обрабатывают большинство объектов в Москве - от всего городского транспорта (6400 автобусов, троллейбусов и трамваев, находящихся в ведении Мосгортранса, уже продезинфицированы хотя бы по одному разу) до рынков и прочих возможных очагов распространения пневмонии. При этом на все попытки выяснить, достаточно ли одной обработки в неделю, мне отвечали, что пока эпидемии, тьфу-тьфу-тьфу, нет - вполне достаточно. Если она начнется - вот тогда все службы будут работать в усиленном режиме. А пока на борьбу с невидимым врагом только распечатали НЗ - запасы "Самаровки". Проще говоря, пока никто не помер, бояться не стоит.
Однако, даже по мнению самих сотрудников московских станций дезинфекции, меры, предпринятые на сегодняшний день, мягко говоря, недостаточны. Так, хотя транспорт обработан весь, довести дело до логического конца и помыть остановки власти не приказывали. На крупных вещевых рынках санобработка проводилась по полной программе, но сам товар, привезенный на днях из Китая, продезинфицировать не дали. Торговцы, среди которых немало нелегальных иммигрантов, на медобследования не ходят и свои торговые павильоны должным образом не моют. В местах массового скопления и культурного досуга москвичей - кинотеатрах, ресторанах, магазинах, церквях и др. - ответственность за борьбу с заразой полностью лежит на местном начальстве. А оно нередко прибегает к услугам коммерческих санитарных служб, которые в погоне за временем и деньгами нередко проявляют халатность. О дезинфекции таксофонов никто из моих санэпидемсобеседников и не слышал, а в том, кто, когда и чем обрабатывал маршрутные такси, разобраться и не представляется возможным.