ЧЕСТНО сказать, всегда вызывало недоумение наличие туалетов в пригородных поездах. Они, как мы думаем, там вовсе не нужны. По крайней мере пассажирам - зачем, если есть пространство между вагонами? Судя по всему, здесь мы в мыслях вполне совпадаем если не с руководством МЖД, то, по крайней мере, с машинистами.
ЭПИЗОД 1. Утомительные поиски по 12 битком набитым вагонам электрички на Рязанском направлении привели к единственной "уборной комнате", наглухо запертой на ключ. По коммутатору соединился с машинистом и после долгого ожидания был вознагражден отказом: "Санитарная зона. Нельзя". Мне все же удалось уговорить помощника машиниста показать утаенную от глаз пассажиров комнату.
Изначальные ожидания подтвердились в полном объеме. С форточкой, открытой так, что тебя вот-вот сдует или смоет, грязным унитазом, обложенным газетами, раковиной, набитой чем-то непонятным, но без крана - вот как выглядел туалетный закуток площадью метр на метр в первом вагоне электрички.
ЭПИЗОД 2. Поезд Сергиев Посад - Москва. Я врываюсь в последний вагон и судорожно дергаю за ручку двери, за которой, по моим предположениям, должна находиться заветная комната. Закрыто. "Туалет здесь?" - спрашиваю у льнущего к стене паренька. "Да, наверное, должен быть тут", - спокойно ответил он и с интересом стал ждать развития событий. Я с силой постучала, показывая всем своим видом, что терпение мое на исходе. "Там есть кто-нибудь?" - "Кажется, нет". "Странно, а почему закрыт, не знаешь? - продолжала я донимать паренька. "Может, он на определенных участках работает..." - ответил он уже с сочувствием и тоже дернул за ручку. Я вспомнила, что в первом вагоне должен быть второй туалет, и направилась на поиски. В первом вагоне туалет также был закрыт.
ЭПИЗОД 3. Поезд Москва - Пушкино. На бегу заскакиваю в тамбур вагона и сталкиваюсь с мужиком, который, отвернувшись в противоположную сторону, застегивал ширинку. Сортир открыт! Темно и гадко. Соответствующий запах и слабые блики в грязной луже на полу. Во втором туалете светло, но картина при свете оказалась еще более отвратительной. К тому же нет воды да и дверей: все точь-в-точь, как и в первом.
Там, где двери есть, толку не больше. К ним нет ключей. Находясь в головном вагоне поезда Москва - Монино, я решила все-таки выклянчить ключ. Постучала в кабину машиниста. Что ж, на станциях помощник машиниста следит за "посадкой-высадкой", можно попробовать обратиться к нему во время стоянки. "Простите, у вас есть ключи от туалета?" - "Чего?" - опешил молоденький железнодорожник. Ему, видимо, никто никогда таких вопросов не задавал. "Ну, туалет там есть... (показываю рукой в сторону вагона). У вас ключи от него?" - "Ну-у-у, допустим..." А демонстрировать их и уж тем более отпирать что-либо у него не было никакого желания, не говоря уж о "дать попользоваться".
По заверениям руководства МЖД, такая ситуация может быть охарактеризована чуть ли не как ЧП. По закону машинист или помощник машиниста обязан по первой же просьбе пассажира открыть один из туалетов. Открывание-закрывание заветной двери входит в круг непосредственных служебных обязанностей поездной бригады. "Если вам отказали в вашем законном праве посетить туалет, - добавили в пресс-службе МЖД, - узнайте фамилию этого железнодорожника, запомните поезд и маршрут и обращайтесь к начальнику депо, в дирекцию или непосредственно в центральный офис МЖД. Гарантируем: этот человек будет наказан".
Со своей же стороны можем дать не совсем законную рекомендацию: если вам приходится часто ездить в электричках, закажите слесарю стандартный железнодорожный ключ, такой же, как у машиниста. Эти затраты окупятся сторицей.