ЛЕТОМ мы с маниакальным постоянством затеваем у себя в квартирах ремонт. Выделенные для покупки стройматериалов деньги вы сможете потратить с разной степенью комфорта и в разном количестве.
Пирамида продаж
НА САМОМ верху пирамиды - фирменные магазины, такие как "Бауклотц", "Бауланд" или сеть "Старик Хоттабыч". Накрутка там преизрядная (чуть ли не 100% по отношению к ценам на рынках), зато и сервис. За одну крупную покупку вам могут дать скидочную карту на 10-20%, что существенно удешевит покупки. Но! Если ваша фамилия не Березовский и вам особенно не перед кем "колотить понты", эти магазины надо использовать как... выставочные центры. То есть для того, чтобы ознакомиться с ассортиментом, получить деловую консультацию продавцов и уже твердо знать, какая кафельная плитка, подвесной потолок или ламинат вам нужен. А вот дорогие, не ширпотребно-массовые детали для ремонта можно покупать именно здесь - пусть дорого, но где бы еще вы нашли держатель для шторки в ванной полукруглой конфигурации? Кроме того, в подобных магазинах работают архитекторы и дизайнеры. Совершенно бесплатно, надеясь на то, что вы что-то приобретете, они подсчитают, сколько именно плитки, краски, шпаклевки и метров гардин вам надо, чтобы облагородить "свою крепость".
Чуть дешевле и чуть меньше сервиса вы сможете получить в отдельных, не-сетевых и нефирменных магазинах, торгующих товарами для ремонта - либо всеми сразу, либо специализированными. Любопытны они творческим подходом владельцев: в "обойном" магазине неожиданно найдешь представительства фирм, устанавливающих пластиковые окна и бронированные двери, какой-нибудь "Дом паркета" удивит скудностью предложения, а "Мир дверных ручек" - узостью направления. Минус этих торговых точек в том, что в залах представлены ТОЛЬКО ОБРАЗЦЫ товара. Сами материалы вам обещают привезти через день или позже (склады арендуются где-нибудь у МКАД, там дешевле), поскольку выяснить, есть ли нужная вам плитка или обои на складе, - порой дело вовсе не нескольких минут.
Следом идет ступень так называемых "цивилизованных строительных ярмарок". Это и СТРОЙЭКСПО на Нахимовском проспекте, и РОССТРОЙЭКСПО на Фрунзенской набережной, и "Миллион мелочей" в Бибиреве, и "Дмитровский двор" в Алтуфьеве, и им подобные. Как правило, они разделены на множество павильонов под одной крышей, где всяк торгует сам по себе. Цены на материалы ниже, поскольку и аренда помещения, как правило, невысока. Плюс еще и в том, что в таких торговых комплексах, расположенных в черте города, есть место для склада, и вы можете в тот же день уехать домой с покупкой.
Еще дешевле можно отовариться всем необходимым на открытых строительных рынках на окраинах. Классический пример - "Каширский двор" или Москворецкий стройрынок. Выбор огромнейший, территория - можно ходить целый день, особенно если не знаешь, что тебе нужно. Здесь же можно нанять "Газель" (от 500 руб. и выше). Кстати, бракованный товар охотно меняют, можно договориться, чтобы взяли назад излишки плитки или паркета.
Но самые "народные" - это стройрынки по периметру МКАД и дальше. Во-первых, здесь своя специфика: больше товаров именно для строительства - так называемые "стеновые и сыпучие материалы" и т. д., в то время как на городских рынках вы найдете только легкие межкомнатные блоки. Во-вторых, торговля тут порой идет без всяких затрат на допоборудование - свально. Потому и дешевле.
Мода на стены
ОТДЕЛКА. Тут все - от ворот и решеток до кафельной плитки. Что касается дерева, от плинтусов до балясин для дачного домика, то очень приличное качество по низким ценам предлагают Россия и Белоруссия. Одно "но": если шведские, финские, чешские или итальянские двери и паркет можно смело брать "пачками", наши родные деревяшки надо тщательно проверять: 50% косого-кривого. Плюс неизвестно, качественно ли просушено дерево, не рассохнется ли потом. Впрочем, как показывает практика, в нашем климате рассыхаются и итальянские двери (от 500 долл. за штуку) из элитных видов древесины.
ПОЛ. Паркет, доска, ламинат, линолеум, пробка, плитка и даже отделочный камень. Паркет и ламинат - это Швеция, Германия, Польша, Россия. Кстати, наша паркетная доска существенно дешевле, хотя и толщина "ценного слоя" у нее меньше, чем у импортной (4 мм против 7-10 мм, а значит, со временем циклевать удастся всего 1-2 раза). Качество же вполне достойное, но наш паркет более пестрый - дощечки подобраны "как бог на душу положит". Модные тенденции - это пробковый пол, экологичный и удароустойчивый (стоит в 2-3 раза дороже, чем наборный паркет).
ПЛИТКА - это уже Испания, Италия, Польша, Белоруссия и Россия. Мода на плитку меняется каждые полгода. Лет пять назад все, как подорванные, облицовывали ванные, туалеты, кухни и полы рисунком "под мрамор". Потом взлетела "морская тема" - сине-белый кафель с бордюрчиками в виде волн и корабликов, выпуклые рисуночки в виде дельфинов и якорей. Три года назад бушевали ацтеки и прочие индейские мотивы, два последних года свирепствовал фэн-шуй в виде строгих иероглифов на плитке. Теперь все отвергают глянец и требуют фактурности поверхности.
ОБОИ (производители те же) - также предмет моды. Канул в Лету предмет вожделения хомо советикус - фотообои. Мы уже расстались с фактурными резиновыми и виниловыми рулонами пастельных тонов из Польши и перешли на немецкую шелкографию. Несмотря на низкие потолки в квартирах, москвичи "подсели" на контрастные обои с бордюром. Потом в моду вошли крашеные стены, которые из-за их российской вопиющей неровности все равно сначала обклеивали мешковиной и прочей "фактурой", изгалялись со стекло- и жидкими обоями. Теперь мастера научились выводить стеночки такими же гладкими, как зеркало, и народ ломанулся красить их во все цвета радуги. Но для тех, кто привык жить по старинке, остались текстильные, джутовые, пробковые, ковровые, металлические и обои на основе древесного шпона и серпянки.
Без комментариев
НЕСМОТРЯ на то что москвичи постоянно и бесконечно строятся, расширяются и улучшаются, рынок материалов в столице предоставлен сам себе и мутирует, как его душе угодно. Сегодня у москвича есть только два способа "независимо" узнать о том, что нового предлагает строительная индустрия, как этим всем пользоваться, что можно и чего нельзя. Это выставки (Экспоцентр, Манеж, Сокольники, Гостиный Двор и т. д.) и Интернет (сайты Metaltorg.ru, Domovoi.ru, www.materialy.ru, kotlovan.ru, www.stroyportal.ru, www.material.ru и др.). И все. Никакой централизованной постоянно действующей службы ни для рядового покупателя, ни для специалиста нет. О том, чтобы узнать, где и почем торгуют необходимыми вам алебастром или краской, можно только мечтать.
Мы уже упоминали о том, что стройтовар зачастую находится не в магазине, а на складе. А то и его просто нет в Москве, приходится ждать контейнер из-за рубежа. То есть плитку в ванную вы вынуждены караулить месяц - полтора...
Сами рынки тоже стихийные. Попробуйте найти на том же "Каширском дворе" план-схему! Без нее вы просто заблудитесь и уж точно не найдете нужный вам павильон или бокс. Проехать к нужному месту на машине - тоже целая история. К тому же у въезда на всякую ярмарку вас поджидают алчные охранники-парковщики. Для них это золотое дно: стройматериалы выбирают часами, и сумма "за простой" выходит очень приличная.
Вы скажете: нельзя объять необъятное. Но ведь есть в столице служба, которая дает информацию о самых выгодных ценах на автомобили и запчасти. Чем "стройка" сложнее? Тем более бизнес этот - вечный, а всякий посвященный знает: ремонт может только продолжаться. Не кончается он никогда.