Примерное время чтения: 5 минут
92

Высоковольтные дачники

ТАКИХ уголков в Подмосковье масса: поляна, "украшенная" десятком гигантских ЛЭП, и - грядки с укропом и петрушкой, свеклой и луком, капустой и морковкой прямо под гудящими проводами. Жить здесь вредно. Почему же каждые выходные, словно стая кочующих птиц, сюда устремляется толпа мужчин и женщин с ведрами, тяпками да лопатами? Я решила познакомиться с "высоковольтными" обитателями.

Пенсионерка Галя

В НЕСКОЛЬКИХ сотнях метров от ЛЭП каждому участку от садового товарищества "Металлург" полагалась кипа документов, а стоимость клочка земли варьировала от 500 ("голая земля") до 10 тыс. долл. ("зимний" дом). Под линией же электропередачи земля не стоила ничего, и документов на нее никаких не существовало. Здесь есть свой "авторитет", с мнением которого все считаются. Этот лидер, наделенный правом давать и отбирать участки, - боевитая и горластая пенсионерка Галина. "Мамаша Галя" - в цветастом ситцевом платье, с короткой стрижкой темных, слегка поседевших волос - когда-то работала на заводе "Салют". И первый, и второй муж Галины оказались пьяницами и померли. Второй успел оставить в наследство клочок земли под высоковольтными линиями, где он, никогда не имевший дачи, но всегда о ней мечтавший, ставил сельскохозяйственные эксперименты по скрещиванию смородины и крыжовника. Возделывать мужнин сад одинокой Гале показалось не под силу, и она уж собралась было избавиться от участка, но тут объявились добровольные помощники, которые обзавелись рядом "подсобными участками". Схожесть "житухи" и бутылка вина помогли найти общий язык. Слухи о "коммуне Галины" распространились быстро. Сегодня найти хотя бы пятачок пустующей земли возле грозно жужжащей ЛЭП невозможно.

Быть может, все дело в экономических причинах? В самом деле, посадочный материал стоит недорого. Труд, затрачиваемый на прополку и уборку, свой, а значит, ничего не стоит. Инвентарь примитивен. А самое главное, вожделенные участки (в отличие от соседствующего товарищества "Металлург") достаются совершенно бесплатно. Феномен же халявы в менталитете русского человека имеет огромную силу. Говорите, "за все в жизни надо платить"? Пусть так, лишь бы не деньгами... Вот и "расплачиваются" за бесплатные участки люди соседством с ЛЭП и строительными свалками, а главное - отсутствием всяких юридических документов: прогонят, так прогонят.

Анклав родственных душ

НО ЕСЛИ взглянуть глубже, суть и объяснение данному явлению лежат исключительно в психологическом плане. Вокруг одинокой Гали собирался анклав "родственных страдальческих душ", которым теплее и спокойнее держаться вместе. Так, обзавелись огородами две консьержки из Галиного дома. Они привели на участки своих "любимых мужчин", а те подтянули друзей. Всех объединяли несчастливая семейная жизнь и непутевые дети, зависшие без денег и без работы. В этом странном анклаве тебя не покидает ощущение стаи. Когда у кого-нибудь случается день рождения, заглянуть на огонек без всякого приглашения должна вся улица. Так, один сорокалетний охранник откровенничал, что впервые видел на собственных именинах столько незнакомых лиц. Дешевая водка и самогон лились ручьем, а горячую картошку, огурцы с кабачками и прочую закуску приносил каждый из гостей. "Галина коммуна" - это островок, на котором разворачиваются настоящие человеческие драмы. Здесь завязалась любовь у пожилой учительницы, похоронившей двух своих мужей, и разведенного инженера. Вся "коммуна" с любопытством следила за перипетиями этого романа, когда любовь двух пенсионеров заставила их вначале помогать друг другу на участках, а затем эти участки объединить.

Высокое и низкое на этом "островке коммунизма" соседствует. Многие боятся криминала. Участки, не имеющие серьезной охраны, - неплохое место для скрывающихся от правоохранительных органов бандитов. Это здесь прекрасно знают и пытаются защититься от "братков" дворовыми собаками. ("Мамаша Галя" держит аж трех свирепых псин.) Знают здесь и то, что никакие собаки не помогут, если появятся чиновники и скажут: "Предъявите документы на вашу собственность! Ах, нет документов?!" И прогонят бедных огородников куда подальше. Но, зная это, все равно съезжаются сюда каждые выходные и вкалывают, вкалывают, не жалея сил, на своих пятачках, расчищенных среди крапивы и бурьяна.

Отдых по правилам

"ХОЗЯИН приусадебного хозяйства" - это звучит гордо, пусть никакой усадьбы нет у тебя и в помине. Пусть это - иллюзия, за которую надо все лето горбатиться. Ради этой иллюзии владельца люди идут на многое. Даже в натуральном хозяйстве, даже в "коммуне" не изжить этот старый как мир инстинкт собственника. Конечно, земля под ЛЭП - это не вилла на Кипре, но и не загорание на балконе. Получив "земельный надел", ты сам себе начинаешь казаться лучше и выше. Владение клочком земли сродни такой же атрибутике, как "Мерседес" и золотые часы у нового русского. Не столько бегство от комплекса неполноценности, сколько погоня за повышением социального статуса. Впрочем, получить участок и бездейственно "ходить с ним как с медалью на шее" тебе не позволят. В этом первобытном коммунизме есть свой трудовой кодекс, свои правила отдыха. Галина - неофициальная предводительница этого анклава, безжалостно выгоняет с участков тех, кто не приносит никакой пользы. Получил участок, будь добр его вспахать и засеять. Не забудь помочь соседям - нет, не деньгами, показывать тут деньги не принято. Привези чернозема, стройматериалов для времянок. Нет такой возможности? Помоги хотя бы с прополкой грядок. Соседи тебе тоже чем-нибудь помогут: рассаду цветов подарят или даже часть урожая. Вот тогда ты сможешь своим знакомым с гордостью говорить, что являешься "владельцем участка"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно