Федор БОНДАРЧУК одним из первых в нашей стране занялся клипмейкерством и сделал это своей профессией, но не единственной. Он - режиссер и актер, продюсирует фильмы, является совладельцем ресторана. Критически относясь ко всему, что делает, требует такого же отношения и от окружающих. Не любит вопросов, касающихся личной жизни, считая, что должен быть интересен прежде всего с профессиональной точки зрения.
- ВЫ родились в кинематографической семье. Стоял ли для вас вопрос, кем быть?
- Это было время, когда, учась в школе, нужно было сразу определиться, в какой институт идти, и, соответственно, усиленно готовиться к поступлению в него. Собирался в МГИМО. Но в школе учился плохо и на вступительном экзамене написал сочинение с 37 ошибками, получил "два". Отец сказал, чтобы я забирал документы и поступал во ВГИК. Я понимал, что впереди у меня армия и что учиться в любом учебном заведении все равно один год. Так что меня не сильно волновало, где провести этот год. Ну а в первые же дни учебы во ВГИКе понял, что это именно то, чему бы хотел посвятить свою жизнь.
- Как вы пришли к клипмейкерству, ведь в то время это было в новинку?
- Первый ролик в нашей стране снял Миша Хлебородов вместе с Сережей Козловым. Сергей приехал из Лондона, где работал на MTV и снимал клипы для известной тогда певицы Баши, или Басии. Это была первая работа, снятая в том понимании музыкального видео, к которому мы привыкли: не на видеокамеру, а на пленку, с серьезным монтажом. Серега притащил мне его домой, и ровно через две недели я снял клип "Моральному кодексу". Тогда я еще не окончил институт, и иметь возможность работать - а работа появилась сразу - не у всех была. Я занимался интересным делом, которого к тому же никто не знал. Все это меня захлестнуло!
- Много ли у вас сегодня близких друзей?
- Нет. Раньше было очень много, и каждый считался близким. Это было связано с новой Москвой, с рождением новой страны. А оказалось - один, два, может, три. И я этому крайне рад.
- Многие считают странной и даже спорной картину Романа Качанова "Даунхаус", где вы сыграли князя Мышкина. Совпало ли ваше мнение в видении героя с мнением режиссера?
- Оно абсолютно не такое, как у Романа. Мне понравился этот проект своей легкостью, экспериментальностью. Интересно, что и критики, и зрители разделились во мнениях ровно на две половины, и нет среднего: одни говорят, что это ужасающе и как вы могли такое сделать с "Идиотом" Достоевского. Так считает и моя мама. Другие придерживаются взгляда, что это блистательно, отлично и свободно. Уверен, что если бы этот фильм был сделан где-нибудь в Северной Европе на датском или исландском языке, то наши критики отнеслись бы к нему по-другому, говорили бы, как это интересно и как ново. Что касается моей роли, здесь было два выхода: или спорить с Романом, что было бы неправильно, или полностью довериться режиссеру. Я выбрал второе.
- А как оцениваете свои актерские способности в целом?
- Я непрофессиональный актер. Актерская карьера не является целью моей жизни, тем, без чего я не смог бы прожить. Приятно, когда меня приглашают сниматься, рад, когда могу помочь тому или иному режиссеру в осуществлении его планов. Мне приятно, что обо мне говорят как об актере. Это моя первая профессия, конечно, и надо относиться к ней со всей серьезностью, но она не является основной для меня.
- Телевидение привлекает?
- Конечно! Я думал, что телевизионная площадка стоит достаточно близко к кинематографической, а оказалось, что это абсолютно другой, очень интересный мир. Для меня телевидение - как английское слово "experience": я получил тот опыт, которого мне не хватало. ТВ можно сравнить с атомной подводной лодкой с большим по численности экипажем, которая постоянно находится где-то внизу, и попасть туда невозможно, и выйти оттуда нельзя. У нее огромное количество антенн, связей с внешним миром. Но все-таки это закрытый агрегат, не доступный для всеобщего понимания. И задачи людей, чьи профессии и в кино, и на телевидении называются одинаково - оператор, режиссер-постановщик, декоратор, - очень различаются. Я попал в абсолютно неведомый мне мир, изучаю эту новую для меня сферу, пытаюсь понять, как подстроиться под налаженную и очень разную работу.
- В чем для вас залог успеха?
- Ну, если у тебя есть хотя бы капля таланта, остальное все сделает труд. Труд и терпение, самодисциплина, усидчивость. Но есть много примеров, когда люди трудом достигали больших высот, не имея таланта, и были люди с талантом, но их забыли, они ушли в небытие. Трудиться надо, работать!!
- Какую роль в вашей жизни играют деньги?
- Деньги? Они дают определенную свободу, хотя многие с этим не согласны.
- Часто ли удается общаться с семьей?
- Не очень. Хочется больше проводить времени с сыном, или с дочерью, или с женой. Этого не получается, хотя знаю, что это нормально. Во всяком случае, я, имея отца, почти его не видел. В редкие минуты, когда мы с ним общались, он дал мне гораздо больше, нежели если сидел бы со мной с утра до вечера. Поэтому я на примере его жизни, его отношения к жизни и в первую очередь его отношения к работе строю отношения в своей семье, со своими детьми. Имея такой пример, думаю, дети так или иначе впитывают понимание того, как надо жить, что хорошо, а что плохо.
- Что вам не хватает для полного счастья?
- Очень многого. Состояние полного счастья испытываешь очень редко. Это и хорошо. Думаю, что ненормальным был бы тот человек, который с утра до вечера счастлив. Мое счастье бытовое, его составные настолько просты, что мне это даже нравится. Утренний солнечный день, когда дети к тебе в постель прыгают, или когда ты, усталый, домой приходишь после работы - вот это для меня счастье.