ПОДМОСКОВНОЕ правительство утвердило основные направления развития г. Королева на 2003 г. Это только часть программы, рассчитанной на ближайшие четыре года. Королев - город не простой, а с развитой научно-производственной составляющей. Во-первых, центр ракетно-космической промышленности. Во-вторых, примерно 67% его жителей имеют высшее или среднетехническое образование. В 2001 г. ему присвоили статус наукограда.
Гибриды на колесах
ВСЯ ПРОГРАММА обойдется областному бюджету в 218 млн. 560 тыс. руб. Из них 30 млн. руб. пойдет на создание Музея российской космонавтики, а 28 млн. руб. - на разработку новых видов транспорта. В первую очередь подразумевается электромобиль на базе "Нивы". Образец уже демонстрировали на последнем автосалоне. Аналогичные топливные элементы использовались на "Буране". Глава города Александр Морозенко пересказал принцип действия простыми словами. Элементы - на основе водорода и кислорода. В результате реакции окисления получаются электричество и побочный продукт - дистиллированная вода. Но это было только начало. Ученая мысль не стоит на месте. Дальнейшие исследования привели к созданию гибридных двигателей. Это развитая электротехника, электроника, автоматика и двигатель внутреннего сгорания, который работает в стационарном движении. Известно, что максимальные выбросы от двигателей происходят в стационарном движении, например на холостых оборотах. Малых выбросов можно добиться, если двигатель отрегулировать так, чтобы он не менял своей мощности и количества оборотов. Но такой автомобиль никому не нужен. Поэтому у гибридной машины небольшой двигатель питает генератор. Генератор - супербатарею. Батарея не экологически грязная (свинцовая, кислотно-щелочная), а нового типа, на базе сухих конденсаторов. Электропривод подается на колеса, и автомобиль едет.
Это средство передвижения интересно не только малым выхлопом. Во-первых, привычное авто тормозится при помощи колодок, и энергия движения превращается в тепло. А у гибрида энергия превращается в электричество. В результате на 3 литрах бензина можно проехать 100 км. Во-вторых, за 20 минут зарядить свою "тачку" от сети. По такому же принципу изготавливаются инвалидные коляски, тележки и все, что перемещает грузы.
Учет и здоровье
БЕЗ МАЛОГО 36 млн. руб. потратят на ремонт и содержание инженерных коммуникаций, в том числе на внедрение систем учета энергопотребления. Известно, сегодняшние счетчики не отвечают современным требованиям. Двухтарифные, пятитарифные устройства - для нас большая экзотика. Кроме того, по действующему законодательству счетчик, установленный в квартире, доступен только хозяину. Новые счетчики будут иметь дистанционный выход. Схема простая: автомобиль подъезжает к дому, по радиодоступу определяет адрес устройства и снимает показания счетчика. Корпорация "Подлипки" уже запатентовала способ учета энергоносителей, воды и стоков. Патент оформляется в Европе и уже принят в США.
400 тыс. руб. выделяется на информационную систему экологического мониторинга. Предлагаются станции, снимающие около 20 параметров о состоянии окружающей среды. В городе уже установили один модуль на Ярославском шоссе. На табло высвечиваются температура, влажность, радиоактивная и геомагнитная обстановка. 1,5 млн. руб. из областного бюджета (в дополнение к 13 млн. федеральных рублей) пойдет на областной центр реабилитации инвалидов и 6 млн. руб. - на пандусы, поручни и спецприспособления, создающие безбарьерную среду обитания для физически неполноценных граждан. В Королеве развита индустрия протезирования, но не хватает сервиса, для того чтобы инвалиды не чувствовали себя ущербными. А еще население Королева собираются интенсивно оздоравливать. Для этих целей задуман медицинский центр дистанционной диагностики "Москва - Королев", где будут проводиться телеконсилиумы со столичными специалистами. "Статус города дает определенные преимущества, - радуется глава Александр Морозенко. - Как правило, проекты с малой степенью риска приносят малую прибыль. И наоборот, рискованный проект сулит большие дивиденды. Инвесторы стараются не рисковать. А у наукограда открывается возможность вкладывать инвестиции в самые фантастические проекты. Даже труднообъяснимые с научной точки зрения".