МЫ ЛЕГКО находим товары на полках по их "одежке". А между тем у каждой этикетки есть свой автор, имя которого мы подчас и не знаем. Идея собрать знаменитых дизайнеров упаковки, этикетки, тары, представить их, рассказать о них и об их работе легла в основу открывающейся на этой неделе в Политехническом музее (с 26 сентября по 9 ноября) выставки "Моя любимая этикетка".
В советское время в стране был дизайнерский монополист - "СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ". Он и "заведовал" всеми выпускаемыми этикетками. Работали на этом художественно-оформительском комбинате настоящие мастера, художники-дизайнеры, вручную. На выставке экспонируется рабочий стол такого художника. Ножницы, клей, особые тончайшие кисти, рейсфедеры и т. д. Многие художники так и не приняли компьютер. Они считают, что в этикетке, созданной на компьютере, нет души. С тоской и благоговением вспоминают, как вручную вырезали и приклеивали каждую буковку, как вырисовывали каждый мелкий штрих. Сейчас, кстати, больших высот в этой области оформительского искусства достигли те, кто начинал в "СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИИ". Станислав Вериченко, например. Именно ему принадлежит идея собрать вместе старых мастеров, организовав выставку. Он и его учителя считают, что скоро настанет время, когда в практику оформления вернутся многие приемы старой ручной школы.
На выставке 16 стендов - по числу художников. В советское время оформление коньяка доверялось только заслуженным мастерам. Художники рангом ниже оформляли водку, потом шло пиво. Начинающим и женщинам доверяли конфетные фантики, обертки для шоколада и других продуктов питания. На выставке вы увидите и вспомните многие этикетки - например, армянских коньяков, томатной пасты в железной банке, вина "Букет Молдавии" да много еще чего. И познакомитесь с их авторами. "Когда мы предложили нашим знаменитым художникам принять участие в выставке, - говорит исполнительный директор центра "Дизайн и упаковка" Галина Смиренная, - они были очень тронуты. Евгений Борисович Сапунов, в прошлом член худсовета, строгий и недосягаемый человек, всячески помог нам. Консультировал, помогал делать планшеты. С его точки зрения, и мы с ней полностью согласны, эта выставка не только напомнит о целом пласте искусства, о его представителях, но и будет полезна молодым дизайнерам. Сейчас нет монополии, дизайнерских студий много, заказов хоть отбавляй, а качество разное, бывает и откровенно халтурное. Шрифты из компьютера, картинки тоже. Шрифт "ижица", например, стал вдруг очень модным и на конфетах, и на пиве, и в объявлениях о похоронных услугах. А вот придержать этот разгул и некому".