В ГОСУДАРСТВЕННОМ Центральном музее современной истории России проходит выставка Марка Шагала "Библейский сюжет". Но многим потенциальным посетителям приходится уходить несолоно хлебавши: организаторы взвинтили цены на билеты до 200 руб. для обычных любителей прекрасного и 150 - для льготников.
КОНЕЧНО, попасть на некоммерческие, а соответственно не пользующиеся особым спросом у населения выставки и сегодня можно за 10-20 руб., а иногда и вообще бесплатно (например, я нашла такую в выставочном центре "Багира"). Но хочется же и что-то "громкое" посмотреть. На коммерческие вернисажи цена билета зависит не только от маститости художника, фотографа или скульптора (которые тоже есть хотят и выставки свои проводят не за спасибо, так как его на хлеб не намажешь), но и от того, сколько организаторы, музей и сам художник вложили в производство и выставление на всеобщее обозрение шедевров. Организаторы выставок меня заверяли, что снизить цены на "гастрольные" экспозиции невозможно. Цену на билеты приходится планировать так, чтобы она окупила все расходы: перевозку, таможню, страховку, охрану.
Сегодня в каждом столичном музее существует своя политика на формирование билетных цен. К примеру, в Центральном доме фотографии как на "дешевые", так и на "дорогие" выставки есть скидки для льготников: студентов, пенсионеров, детей, инвалидов. И даже во время элитных вернисажей типа ретроспективы Хельмута Ньютона (на нее билеты стоили 150 руб.) устраиваются специальные бесплатные дни. "К выставке Ньютона мы готовились два года, - рассказывает Ольга Свиблова, директор Дома фотографии. - И если бы билеты не стоили 100-150 руб., эта экспозиция не появилась бы в Москве. Организация "гастролей" Ньютона обошлась больше чем в 200 тыс. долл.: мы оплачивали научную подготовку, транспортировку, презентацию, для самого Ньютона снимали номер в пятизвездочном отеле, арендовали лимузин. И все это из наших собственных средств. Мы состоим на государственном довольствии, годового бюджета, который на организацию выставок выдают свыше, хватит лишь на какую-нибудь маленькую презентацию какого-нибудь не очень известного художника. Поэтому приходится выкручиваться и заламывать такие цены. Хотя 100-150 руб., на мой взгляд, - это не цена для хорошей выставки. На Западе средняя цена билета в музеи составляет 5-10 долл. В Доме фотографии мы устраиваем выставки не хуже наших зарубежных коллег, поэтому в скором времени я планирую повысить цены на билеты и отменить ряд льготных категорий".
В "Галерее Нащокина" мне подтвердили, что цены на билеты тоже рассчитываются из стоимости затрат, но затраты эти совершенно не окупаются: "Сейчас билеты у нас стоят от 40 до 80 руб. Организация же выставок обходится в несколько десятков тысяч долларов. Мы постоянно несем убытки и вскоре, как это ни печально, будем повышать цены на входные билеты". В Центральном доме художника входной билет на "обычную" выставку обходится в 30 руб., на коммерческую - от 50 руб. и выше. "Цены назначают заказчики, - говорит начальник договорного отдела ЦДХ Людмила Иванова. - Так, например, организаторы "Антикварного салона" не хотели, чтобы простые зеваки ходили рядом с дорогостоящими вещами. По их мнению, солидным клиентам, пришедшим на "Салон" купить что-нибудь за несколько тысяч долларов, вряд ли захочется толкаться возле витрины среди простого люда".
Пожалуй, одно из немногих найденных мною заведений, куда не добрался выставочный капитализм, - это Третьяковская галерея. "Мы народный музей, поэтому коммерческих выставок никогда не устраиваем, - рассказывают работники Третьяковки. - И цены на билеты у нас самые народные - 50 руб. А для льготников посещение наших выставок стоит всего 5 руб." Но ценовая политика всех остальных музеев, даже если сохранятся бесплатные дни и льготный список посетителей, направлена на одно - на повышение: по прогнозам галеристов, первый "скачок" случится к весенне-летнему сезону.