Сегодня, когда все солидные произведения искусства осели в музеях и частных коллекциях, главной "разменной монетой" на арт-рынке стали предметы искусства советского периода.
КТО и с какой целью собирает то, что ещё несколько десятков лет назад считалось нашей повседневной реальностью, далёкой от антикварных торгов?
ПЕРВЫЕ коллекции совживописи ХХ в. были корпоративными - в начале 90-х отечественные картины покупали в основном банки (вспомним хотя бы коллекции агитационного фарфора Петра Авена - Альфа-банк, советских художников Владимира Некрасова - "Арбат Престиж", "бубнововалетовцев" Владимира Семинихина - "Стройтэкс"). Это было выгодно с точки зрения инвестиций (доход от пущенного с молотка обширного собрания разорившегося Инкомбанка пошёл на погашение задолженностей перед кредиторами), а ещё больше - престижа: полотна развешивались в приёмных и VIP-залах, добавляя учреждению значимости в глазах солидных клиентов.
К концу 90-х советские образцы, уже ставшие историей, пусть и совсем недавней, стали выставлять и продавать галереи. Словом, процесс пошёл, и цены на социскусство начали расти. Например, летом на аукционе в Лондоне полотна Александра Дейнеки и Дмитрия Краснопевцева ушли за 250 тыс. долл. и 1 млн. долл. соответственно (что сопоставимо с ценами на западных классиков). Результат не заставил себя ждать: на сегодняшний день большинство коллекционеров искусства советского периода - частные лица. Причём многие из них не разбираются в живописи, с трудом отличая импрессионизм от соцреализма. Искусство как инструмент накопления требует коммерческого чутья, а не эстетики.
"Советское искусство теперь - удобное вложение средств при невысокой цене на экспонаты (в среднем 10-50 тыс. долл.) и их доступности на рынке, ещё не испытавшем острого дефицита достойных товаров, - комментирует искусствовед Надежда Потапова. - Динамика роста цен на соцарт поразительна: достигает 30-100%, в зависимости от направления и жанра, в то время как классика ХIХ в. дорожает в среднем лишь на 20% в год. При этом собирать предметы искусства советского периода ещё 5-10 лет назад было безумно рискованно - никто не мог гарантировать, что это неоднозначное направление "выплывет", а не канет в прошлое. Его совершенно не признавали официально, не считали музейным. Впрочем, и сейчас настоящие коллекционеры советских картин, скульптур, графики ориентируются больше на собственное чутьё, нежели на мнение экспертов".
Цены небольшие, выбор богат, искусство знакомо с детства, а потому особенно родное и понятное - вот аргументы "за" для новых отечественных коллекционеров. Нераскрученные живописные работы можно приобрести и за 1 тыс. долл. (графику и того дешевле), с прицелом, что через несколько лет их цена вырастет в 2-3 раза.
Но вот почему к советскому искусству с его пионерами, Лениными, хмурыми пейзажами и агитационными сюжетами вдруг стали проявлять интерес западные коллекционеры? Проходят специальные "русские торги" престижнейших аукционных домов (на западных аукционах цены на лучшие полотна русских художников начала ХХ в., например Машкова, Кончаловского, сравнялись с прайсами на классиков вроде Пикассо!), открылись галереи советского искусства в Лондоне, Сан-Франциско и других городах. Что для иностранцев русский "совок", о котором большинство из них лишь читало в газетах? "Советскую живопись ценят за самобытность и экзотичность", - рассказывает Элина М., сотрудница галереи, расположенной в центре Москвы. Из направлений искусства "совка" западные гости, по признанию продавцов, предпочитают советский импрессионизм и нонконформизм.