Примерное время чтения: 3 минуты
136

Бутичная "Арт-Москва"

МЕЖДУНАРОДНАЯ художественная ярмарка "Арт-Москва" в этом году прошла в пятый раз. И это не просто дата, но в каком-то смысле подвиг. Есть нечто героическое в том, чтобы уже в пятый раз устраивать элитарную (20 с лишним галерей), качественную (участников отбирает строгий, но справедливый экспертный совет), удовлетворяющую западным стандартам (аналоги - ярмарки в Берлине, Кельне, Чикаго, Мадриде, Париже и т. д.) ярмарку исключительно современного искусства. Ведь не без оснований считается, что в Москве на современное искусство нет коммерческого спроса и к нему даже нет общественного внимания.

Впрочем, в этом году "Арт-Москва" наторговала аж на 177 тыс. долл. Результат смехотворный для всякой западной ярмарки, но для сравнения: коммерческий итог прошлой ярмарки - 160 тыс., позапрошлой - 80 тыс. При этом успешная "Арт-Москва - 2000" своими продажами во многом обязана Зурабу Церетели, комплектовавшему коллекцию своего Музея современного искусства на Петровке, и нуворишу Умару Джабраилову, обставлявшему новую квартиру. На нынешней же ярмарке "оптовых" покупок не было. Значит, стало больше клиентов - покупать и собирать современное искусство становится престижно. И это во многом благодаря "Арт-Москве" и ее "просветительской" деятельности. В отличие от традиционных западных ярмарок, чуть ли не половину площади с прошлого года стали занимать "некоммерческие проекты" - концептуальные выставки, а не предложенный на продажу пестрый арт-товар. В этом году таких проектов было около 15, от выставки современного западного видеоарта (искусство в форме фильмов в мониторах и на стенных проекциях) до выставки нижнего белья советской эпохи (настоящие трусы, лифчики, кальсоны с двадцатых годов до начала перестройки). Хорошо, скажете вы, но зачем отдавать ярмарочные пространства под все эти интересные, но "непродажные" выставки? Зачем во время работы ярмарки в самом дорогом и выгодном месте столицы - в центре - проводить коллоквиум, то есть ученые дискуссии критиков, кураторов, художников из США, Турции, Китая, Италии (а приезд гостей тоже надо оплатить)? Ведь на ярмарках положено просто обольстить клиента и заставить его купить картинку на стену или (если это современное искусство) объект в сад.

Но все дело в том, что в Москве, как мы сказали, обольщать пока особенно некого - клиенты лишь рождаются. Но именно "пока" некого, считают на "Арт-Москве". И занимаются тем, что его, клиента, пестуют, растят и культурно воспитывают. Тем, что превращают ярмарки в концептуальные выставки, ликвидацию художественной безграмотности и пропагандистский жест одновременно. "Арт-Москва" показывает, какое искусство сегодня "носят", объясняет, с чем его носить, ну и только потом предлагает купить дорогой и штучный костюм-артефакт. Посмотрел модную и интересную выставку, послушал рассуждения кураторов, заинтересовался - милости просим к стендам галерей прицениваться. И очень важно, чтобы на всех стендах были выставлены штучные костюмы, а не барахло с вещевого рынка в Лужниках. "Арт-Москва" - бутик, а не развал.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно