ПРАВИТЕЛЬСТВО Подмосковья взялось за дорожное строительство. Если все намеченные проекты будут реализованы, то к 2020 г. из двух общероссийских проблем на территории области одну ликвидируют.
По кольцу
ПРЕДПОСЫЛКИ для революционных преобразований в областной дорожной сети созрели давно. Авто-владельцев и наемных водителей одинаково "достали" что чудовищные пробки на подъездах к столице, что непролазная грязь, рытвины и ухабы на периферии. Шоферскими непарламентскими выражениями давно и в несколько слоев покрыт каждый километр областных транспортных артерий. Из-за низкого качества дорог скорость движения в Московской области в 2 раза ниже среднеевропейской, при этом горючего расходуется в 1,5 раза больше. Как следствие - стоимость перевозок у нас на 30-40% выше, чем на Западе. Между тем за последние три года доля междугородных и международных перевозок на территории области выросла в 1,5 раза. Каждая десятая фура везет товар или сырье из-за границы. К тому же более 60% всех российских автомобильных грузов перерабатывается на подмосковных просторах.
Поэтому главным пунктом генерального плана развития региона, рассчитанного на ближайшие 16 лет, станет Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). С новым кольцом областные чиновники связывают большие и светлые надежды. К примеру, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства МО Александр Фролов надеется, что новая ЦКАД станет "транспортно-коммуникационным каркасом области, интегрирует автотрассы региона в международные транспортные коридоры и перераспределит транзитный и грузовые потоки в обход Москвы". С минимальным ущербом для экологии. Так как строительство новой дороги в полосах отчуждения будет опираться на 18 радиальных трасс областного значения и два существующих кольца: Малое московское - в 50-километровой зоне вокруг столицы и Большое московское - в 80-километровой зоне. Такое выгодное соседство на подготовительном этапе строительства должно снизить затраты на выкуп земельных участков и инженерные разработки.
Первыми встревожились жители Ногинска, Элекстростали, Бронниц, Звенигорода и Голицына, что кольцо пройдет по их территории. Но по проекту, уверяют чиновники, такая опасность не предвидится. Дорогу пустят в обход этих городов. Чтобы новая дорога соответствовала европейским представлениям о качестве, придется реконструировать участки Большого кольца и федеральных трасс "Беларусь", "Россия" и "Украина". На пересечениях со всеми крупными радиальными магистралями соорудят два десятка двухуровневых развязок. Оказывается, рождение ЦКАД - не местечковое событие. Ее давно ждут в Европе. С появлением новой дороги окончательно сформируются европейские коридоры: N 2 Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург и N 9 Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - юг России, а также дополнительный маршрут Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород.
Об общих затратах на реализацию этой масштабной задумки авторы пока не распространяются. Но планируют вдоль дороги построить промышленные предприятия, грузовые терминалы, гостиницы, гипермаркеты и прочие объекты придорожного сервиса. Всего на 500 тыс. рабочих мест.
Скорость за деньги
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ планы областных дорожников одним кольцом не ограничиваются. Угроза появления платных дорог в Подмосковье - уже реальность. На сегодняшний день, как утверждают в "Мосавтодоре", проработаны почти 400 км, или 14 платных участков, которые могут оттянуть на себя часть потока с наиболее проблемных федеральных трасс. Из которых как минимум четыре правительство МО уже одобрило. Химки - Клин, МКАД - Ногинск, обход г. Одинцово и "перемычка" между Ново-Рижским и Волоколамским шоссе в Красногорске. Есть еще три перспективных направления, окруживших Щербинку. Красногорский проект уже в стадии реализации. На двухкилометровое шоссе с мостом и двумя путепроводами "раскошелилась" отечественная компания. На остальные инвесторы пока в очередь не выстраиваются. Себестоимость 1 км платной дороги колеблется между 5 и 7 млн. долл. Чем ближе к МКАД, тем дороже, потому что придется переносить все коммуникации. В расчете на инвестиционную привлекательность ставку сделали на дороги 1-й категории, т. е. не менее 4 полос, никаких пересечений в одном уровне и расчетная скорость движения 150 км/ч. Самое главное, что по существующему законодательству платные дороги не могут быть "безальтернативными", а должны ДУБЛИРОВАТЬ обычные шоссе. У водителя должен быть выбор: ехать быстрее, но за деньги, или бесплатно стоять в пробке. К примеру, Химки - Клин будет дублировать автомагистраль "Россия" к западу от Клина, Солнечногорска и Зеленограда. Согласно проекту новая 4-6-полосная трасса длиной 80 км заберет 60-75% транспорта со старой магистрали и станет частью международного транспортного коридора Хельсинки - С.-Пб. - Москва - Липецк - Волгоград - Новороссийск - Астрахань. Строительство растянется на 5-7 лет.