ИЛЬЮ Кабакова в России больше знают как иллюстратора детских книжек, выходивших миллионными тиражами в советскую эпоху. А за рубежом, куда он уехал в "творческую командировку" еще в 1988 г., он уже на протяжении многих лет входит в десятку лучших художников мира. Единственный русский художник, добившийся абсолютного признания за рубежом. В начале 90-х гг. в кельнском Музее Людвига была открыта выставка "От Малевича до Кабакова", на которой Казимир Малевич был назван символом русского искусства первой половины ХХ столетия, а Илья Кабаков, его творческая практика, по признанию организаторов, определил развитие русской культуры второй половины столетия.
В России первая и единственная персональная выставка Кабакова прошла в середине 90-х. Она демонстрировала так называемое неофициальное искусство. Но и она не охватывала все творчество художника, а была составлена из "осколков" оставшихся в России работ, в то время как "тотальные инсталляции" уже будоражили философские и художественные умы мира. Только в течение нынешней осени в Германии открылись три выставки, представляющие инсталляции Ильи Кабакова - в Музее современного искусства (Франкфурт), в "Ширн-Кунстхалле" (Франкфурт) и "Мартин Гропиус Хаус" (Берлин), а в Бохуме состоялась премьера оперы Мессиана "Святой Франциск Ассизский", для которой Кабаков создал сценографию пространства.
Сегодня в Московском доме фотографии (ул. Остоженка, 18, до 18 октября) проходит выставка, посвященная известному художнику. На ней собраны фото- и видеодокументы о жизни и творчестве Ильи Кабакова. Самые любопытные из них - интервью с крупнейшим современным философом и теоретиком искусства Борисом Гройсом, который дает интересные комментарии и оценки инсталляций Кабакова. А также фотосерия "Пешее путешествие по Чистым прудам с Ильей Кабаковым от "балкона" до "чердака". Автор снимков и текста - известный литератор и фотомастер Юрий Рост. В нем отражен взгляд двух талантливый людей на знакомые всем москвичам городские уголки.
Выставка - это попытка создать эффект присутствия художника, своеобразный художественный жест. Выставка "звучит" как надежда на то, что и само творчество Ильи Кабакова когда-нибудь будет представлено в России в наиболее полном объеме.