"ЕСЛИ бы вы знали, какие баталии разыгрываются по ночам над Москвой", - говорила мне как-то одна гадалка-сновидящая. Не действия российских сил ПВО против невидимого нам противника она имела в виду. Гадалка, способная, по ее признанию, проникать в чужие сны и проделывать там нужную клиенту "работу", говорила о другом. Множество московских сновидящих, таких же, как она, ведут по ночам над Москвой "астральные битвы". Кто бьется за себя, кто - за того парня; кто защищает силы добра, а кто сражается на стороне Вельзевула. А разве стоит надеяться на спокойный и мирный сон жителям огромного, жесткого и где-то сумасшедшего города?
О ГАДАЛКЕ я вспомнил, когда направлялся в Сомнологический центр, расположенный в 33-й горбольнице. Сомнология - это наука, изучающая медицину сна. Специалисты, работающие в Центре, утверждают, что заболеваниям, связанным с нарушениями сна, подвержена добрая половина взрослого населения, а каждый пятый москвич нуждается в серьезном лечении. Таких заболеваний на данный момент насчитывается более 90! И хотя до Международного дня сна, отмечаемого 21 марта, еще целых пять месяцев, о том, как мы спим, задуматься надо сейчас. Замечено, что как только осенью уменьшается продолжительность светового дня, сразу возрастает количество обращений с жалобами на бессонницу. Правда, медики слово "бессонница" не любят, предпочитают термин "инсомния".
Городские сны
"СКАЖИТЕ, почему в Москве всегда хочется спать?" - с порога задаю вопрос доктору медицинских наук Геннадию Коврову. "Ну, я бы не стал говорить, что всегда и всем хочется. Потребность во сне у людей разная. В первую очередь она зависит от физиологических особенностей организма, от возраста. Так, жалобы на плохой сон у людей за 60 встречаются в три-четыре раза чаще, чем в среднем возрасте. А социально-экономическая ситуация серьезного влияния на расстройства сна не оказывает, хотя в городе расстройств, конечно, несколько больше. Во-первых, многие работают по сменным графикам, из-за чего сбивается цикл сна и бодрствования. Во-вторых, самые частые причины инсомнии - это неврозы, сиюминутный или перманентный стрессы, что для Москвы актуально. Есть и такое расстройство, как гиперсонмия - повышенная потребность во сне. Причины те же самые".
Геннадий Ковров показывает "лабораторию сна" - отдельную комнату с высокой кроватью, приборами и датчиками, которые крепятся на голове у обследуемых пациентов. Над кроватью, направленная в сторону изголовья, висит маленькая видеокамера. Картинка с камеры записывается синхронно с показаниями приборов. Это важно: человек во время сна совершает до 60 видов движений.
Интересно, видят ли москвичи какие-то особые, урбанистические сны? Скажем, метро или строящиеся высотки? Оказывается, прямой связи здесь нет: символика сна несет субъективный, для каждого из нас строго определенный смысл, который еще надо расшифровать. Сновидения - это как бы проекции наших индивидуальных особенностей. И по ним скорее можно судить о самом человеке, чем об окружающем его мире. Поэтому сомнологи предостерегают от безоглядного доверия сонникам: мол, увидел голубей - к свадьбе, рога - к дороге, дерьмо - к деньгам. С другой стороны, медицински обосновано, что в объятиях Морфея мы способны почувствовать предвестники некоторых болезней. Скажем, одышка во сне может означать, что пора показаться кардиологу. А если вам снится неприятная пища, которую к тому же приходится есть, возможно, не в порядке желудочно-кишечный тракт.
Убегая от поезда
ДО НЕДАВНЕГО времени считалось, что сон - это исключительно время для отдыха тела и психики человека. Но современные научные исследования показали, что это не совсем так. На протяжении ночи в головном мозге идут активные процессы. Мозг обрабатывает поступившую за день информацию (сторонники эзотерических верований полагают, что он черпает ее откуда-то извне, из общего энергоинформационного поля), что отражается в причудливых, полных метафоричности сюжетах и образах сновидений. Поэтому нельзя говорить, что сны городских и сельских жителей ничем не отличаются друг от друга.
"Горожане, больше подверженные стрессам и конфликтным ситуациям, чаще видят так называемые стереотипные сны, которые повторяются из ночи в ночь и по сюжетам носят проблемный характер, - продолжает Ковров. - Например, многие пациенты жалуются на то, что им приходится во сне убегать от кого-то или чего-то. Это может быть поезд, который к тому же способен съезжать с рельсов, или бандиты на джипах. Подобные сюжеты, как правило, являются признаками невротических расстройств. Ведь сновидение включает различные информационные процессы в нашем подсознании. Во сне мозг анализирует и моделирует ситуацию на основании образов, запечатленных в период бодрствования".
После дневной московской суматохи вам может присниться и такая ситуация: вы не убегаете от поезда, а наоборот, стараетесь догнать уходящий состав. Самое простое объяснение, которое можно предложить: видимо, у вас в жизни накопилось столько проблем, что не успеваете их разгрести. Некоторые москвичи жалуются на кошмары, связанные с поездкой в лифте. Например, кабина едет все выше и выше, забирается уже на какие-то немыслимые этажи и вот-вот вылетит из шахты. Одна из трактовок подобных сновидений: человек испытывает трудности в познании самого себя, своих возможностей. Стоит попробовать сменить образ жизни.
Лунатики
МЕЖДУ прочим, за последние сто лет общее время сна человека в течение ночи уменьшилось на 20%. Есть все основания полагать, что расстройства сна - еще одна "болезнь цивилизации". Мы перестали спать столько, сколько нужно нашему организму. Кто-то каждый вечер не может заснуть и ворочается в кровати до двух ночи. Кто-то, наоборот, рано просыпается и встает, чувствуя себя разбитым. По статистике Сомнологического центра, на бессонницу жалуются 60% пациентов. Причем инсомния имеет свои профессиональные "предпочтения". От нее чаще других мучаются юристы: адвокаты, судьи, прокуроры. Или люди творческих профессий. Иногда доходит до того, что у человека формируются патологические "ритуалы отхода ко сну", развивается "боязнь постели", "страх незасыпания".
Впрочем, оставшиеся 40% пациентов обращаются к сомнологам с не менее тревожными симптомами. Скажем, нарушения дыхания во сне могут привести к инсульту или инфаркту. Встречается "сонная" эпилепсия: приступы болезни приходятся на ночное время и непременно зависят от лунного цикла. Наконец, часть расстройств связана с двигательной активностью во сне. Речь не о снохождении (лунатизме), которому, кстати, подвержены до 30% детей, а о так называемом синдроме беспокойных ног. Страдающие им люди даже при сильном желании спать не в состоянии сделать это: в ногах ощущаются неприятные покалывания, а в самый момент засыпания конечности вдруг резко дергаются.
Расстройства сна свидетельствуют о различных хронических заболеваниях и патологиях. Перечислять их здесь смысла нет - все равно надо идти к врачу. Увы, в нашем суматошном городе даже поспать спокойно нельзя.