В МИНУВШИЕ выходные на Пушкинской шла бойкая торговля. Со своего постамента бронзовый поэт с интересом взирал на раскинувшуюся у его ног ярмарку. Продавали все, что душе и телу угодно, - от сумок и обуви до брусники и омуля. Последний был доставлен самолетом из Якутии и предлагался москвичам по вполне сносной цене - 250 руб. за кг.
ПРОШЕДШЕЕ мероприятие стало первой "ярмаркой выходного дня", организованной на уровне округа. (До этого префектура ЦАО неоднократно устраивала ярмарки районные - например, на Арбате, в Китай-городе.) Хорошо известно (и "АиФ-Москва" об этом писала не раз), что жителям центра невозможно купить товары по доступным ценам. В иной продуктовый магазин пенсионеру и зайти страшно: от одного взгляда на ценники впору хвататься за валидол. "Чтобы исправить ситуацию, и была предложена программа проведения ярмарок, - говорит зампрефекта ЦАО Михаил Орлов. - Здесь производители торгуют по ценам ниже средних, и эти цены согласовываются с городскими властями. Товары привозят из многих регионов - Мордовии, Татарстана, Чувашии. В любом случае гостям выгоднее сбывать продукцию в Москве, где покупательская способность выше". Так, ярмарка на Пушкинской собрала производителей из 11 российских регионов, а также из Белоруссии. Соседям по "Эсэнговью" отвели около сотни торговых мест из 238. Особым спросом у покупателей пользовался хлеб, выпеченный на кленовых листьях...
Возникает резонный вопрос: почему бы не "прописать" такие ярмарки на месте всех столичных рынков, причем на постоянной основе? Сколько можно сетовать на перекупщиков из солнечного Азербайджана, которые не дают возможности встать за прилавок фермерам из подмосковных агрохозяйств со своей картошкой-капустой-свеклой? Понятно, что рынки являются частными предприятиями, имеют своих хозяев и не обязаны заниматься ценообразованием под диктатом московских властей. Но, может быть, их стоит потеснить методом здоровой конкуренции - с помощью тех же ярмарок? Если рядом с колхозным рынком появится регулярная ярмарка, созданная при помощи "административного ресурса", торговцам, видимо, придется подкорректировать цены в сторону их понижения.
С другой стороны, не произойдет ли обратного эффекта? Чиновникам, каких бы благостных намерений они ни были исполнены, не под силу каждый день стоять рядом с продавцами и следить за ценами. Твердой гарантии, что при ослаблении контроля товары не начнут дорожать, увы, нет: рынок есть рынок. Так что малообеспеченным москвичам, видимо, все равно придется ходить на ярмарки по выходным.