Примерное время чтения: 4 минуты
134

Замороженные и очень опасные

КАК ИЗВЕСТНО, в конце осени - в начале зимы горожане повально начинают чихать и кашлять. Позвонишь кому, а из телефонной трубки хрип: "Гриппую!" Причем каждый сезон грипп приходит в новой форме, и для выработки вакцины против измененного вируса необходим как минимум год, а то и гораздо больше. "Но все же вакцинация необходима, чтобы постепенно выработать у себя пожизненный иммунитет, устойчивый к привитой группе вирусов", - уверяет меня академик РАМН, зам. директора Института вирусологии им. Ивановского Сергей КЛИМЕНКО. И этому человеку можно верить. Кто еще может знать столько о вирусах, как не он. В этом институте вирусы специально ищут по всему свету, собирают и хранят.

Хранилище

В МИРЕ "живут и здравствуют" 1600 "пород" вирусов. В Институте им. Ивановского "прописаны" 75% из них. Только не думайте, что какие-то нашим ученым не достались. Просто в Москве не положено держать самые опасные - вирусы первой категории. Такие, как, например, гепатит А, чума или сибирская язва. Подобные хранятся в Новосибирске, под строжайшим контролем военных. А вот вирусы второй, третьей и четвертой категорий: злополучный грипп, гепатит В, клещевые энцефалиты, геморрагическая лихорадка, корь, краснуха и прочие всевозможные ослабленные природные штаммы - в наличии. Здесь скрупулезно изучают поведение вирусов в той или иной среде, как они взаимодействуют друг с другом, какие вероятные симбиозы этой заразы могут появиться.

Самое главное помещение в институте - хранилище вирусов. Толстенная железная дверь на семи замках и сложная система сигнализации. При входе в зону хранения стоят специальные шкафы. В них - сменная обувь и белые халаты. "Так вирус не пристанет", - поясняет мне один из сотрудников. Проходим за сейфовую дверь. Абсолютно белое помещение. Вдоль стен стоят холодильники, из них идет пар. На одном из температурных датчиков: -72°С. (Да, в быту мы такими не пользуемся, а то уже сейчас можно было бы начинать размораживать гуся для новогоднего ужина.) Чуть дальше - контейнеры глубокой заморозки, при температуре жидкого азота. "Мы используем еще одну форму хранения вирусов - высушивание, - поясняет мне сотрудник института. - Материал высушивается, а затем погружается в холодильную камеру при -20°С".

Заглядываю в следующий кабинет. Здесь изучают пораженные клетки. Их заразили, а потом положили в инкубатор, где под воздействием углекислого газа и специальной температуры они благоприятно размножались и делились. И "подадут" их на стол к ученым уже в особой форме. Через ламинары. Так называют специальные шкафы, полностью изолированные от окружающей среды. Люди здесь предельно осторожны - перчатки, халаты, маски.

Проверено на себе!

ОДНОЙ из самых сложных в институте считают работу по проверке пригодности лекарств и вакцин для человека. И не только потому, что это очень ответственный труд. Технике уже давно перевалило за второй десяток, проведение опытов на приматах вообще не финансируется. Зарплата младшего научного сотрудника позорна - 2 тыс. руб. И это при том, что здесь работают преданные своей профессии люди, которые иногда проверяли совместимость вакцины на себе!

Негосударственный какой-то подход. В мире все время вспыхивают какие-либо вирусные опасности. Достаточно вспомнить недавний переполох с атипичной пневмонией. Рожденная в Китае, она моментально разлетелась по всему миру. Нам повезло, удалось избежать этой заразы. Но гарантии, что повезет и в следующий раз, нет. Не даст нам спокойно жить в ближашее время и грипп. По словам Сергея Клименко, цикличность появления новой формы этого вируса показывает, что в ближайшие пять лет нас ждет мощная эпидемия этой болезни. Напомню, что "испанка" унесла 20 млн. человеческих жизней, а ведь это тоже был грипп. "Но настоящей чумой ближайшего будущего, - считает ученый, - будет симбиоз вируса иммунодефицита и гепатита С. Инкубационный период у больного СПИДом снизится с нынешних десяти до трех лет, с последующим неизбежным летальным исходом. Единичные примеры такого развития ситуации у нас в стране уже зафиксированы. И тогда мы столкнемся с проблемой: что делать с такими больными. Изолировать невозможно - их слишком много, и это негуманно. А оставить их среди здорового населения - будет означать начало повсеместной эпидемии и появление настоящей "чумы", страшной, неразборчивой к возрасту и полу, вездесущей..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно