Примерное время чтения: 4 минуты
100

Игры в реконструкцию

ПОСЛЕДНИЙ скандал этой осени был связан со строительством. И нужно было дождаться завершения выборов, чтобы трезво оценить обстановку и не мешать в одну кучу проблемы развития города и политические заявления народных избранников о защите интересов москвичей от... всех. Речь идет о потенциальном массовом сносе жилых домов в ЦАО.

НАПОМНЮ, постановление за подписью префекта ЦАО определяло к сносу 1200 жилых домов, в основном Тверского района: 400 как аварийные и еще 800 как ветхие, с деревянными перекрытиями. Первые - предполагалось снести, остальные - реконструировать. Но строительство в наше время - вопрос терминологии в первую очередь. Ветхость условна, и от реального технического состояния дома ничего не зависит. Жилой центр столицы застраивался лет 40-50-60 назад, так что при желании назвать здания ветхими нетрудно. (В советские времена отсутствия денег и нехватки строительных материалов процесс был обратным - износившиеся дома не признавали таковыми до последнего. В современной Москве тоже есть такие дома: они "превращаются" из ветхих в аварийные в непрестижных районах города.) С реконструкцией и того хуже: она допускает функциональное изменение объекта (скажем, был жилой дом, а стал доходный) с частичным или полным отселением жильцов. Неудивительно, что обладателям самого дорогого жилья в Москве это не понравилось. К тому же многие из них не поняли, почему участь реконструкции настигла одни дома на Тверской и миновала другие, соседние, того же года постройки. Власти быстро и убедительно объяснили, что постановление не имеет юридической силы, что массового сноса в центре Москвы не будет и никого не переселят с Тверской на улицу Ландышевую (Куркино) или улицу Горчакова (Бутово).

Конфликт обещаниями ничего не ломать был бы погашен, и через некоторое время о нем забыли, если бы то же самое не произошло в другом районе ЦАО - Мещанском. Там в переулках Сретенки и проспекта Академика Сахарова появятся 15 жилых домов на месте трех-четырехэтажных, некоторые из которых построили еще до революции. Городская доля в новом строительстве - 40% (половина будет отдана очередникам ФСБ), остальное - инвесторам. И это плохой знак, потому что наличие инвестора говорит о том, что строительство - дело решенное. Единственное, что могут попытаться сделать жильцы, попробовать остаться в своем районе. Но инвесторы - застройщики центра обычно предлагают "потерпевшим" покупать новое жилье... по рыночным ценам. Не нужно говорить, что разница в цене между старыми и новыми квартирами все равно будет значительная.

Да, центр будет перестроен. Он уже перестроен: во многих дворах тихого центра под сталинские дома давно "косят" элитные малоэтажки, и только посвященные знают, что от реальной старины их отличает не столько забор, сколько небольшое количество квартир (часто по 5-6 на весь дом). Да, центр изменяется, но не только с виду: дорогие магазины, дорогие гостиницы, дорогие дома вокруг. И процесс уже не остановить. Гостиницы, которые появятся на месте "Интуриста", "Москвы", "Минска", "Пекина", потянут за собой новые магазины, новые развлекательные центры и рестораны. Платой за расширение улиц центра и строительство подземных переходов с последующей ликвидацией светофоров послужат престижные места под жилищную застройку. Так сегодня составляются инвестиционные контракты. Городу выгодно вдвойне: дороги - это что нужно всем москвичам, магазины увеличивают отчисления в бюджет, туда же идут средства от продажи городской части коммерческого жилья. Другими словами, снос (или реконструкция) жилых домов в центре с последующим новым строительством... городу выгоден. Потому рискну предположить, что вопрос с Тверской не решен окончательно, а всего лишь отложен на неопределенный срок, необходимый для разработки более гибкого варианта. И про реконструкцию, может быть, не такую массовую, но мы еще услышим.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно