Примерное время чтения: 5 минут
66

Индустрия сноса

В ОДНОМ журнале опубликовали список новостроек. Составители утверждали, что это ВСЕ строящиеся и недавно построенные дома в Москве. Действительно, список занимал несколько разворотов: точный адрес, стадия строительства и цена 1 м2. Мое внимание привлекли дома на Новослободской по цене 1600 долл. за 1 м2. Каждый день проезжая по этой улице, никак не могла вспомнить, где же развернулось строительство. Оказалось, с памятью все в порядке, просто строительства никакого не было и до сих пор нет. Там, где согласно перечню должны были возникнуть многоэтажные элитные дома, стоят невзрачные с виду малоэтажные жилые здания. Они попали в список с формулировкой "разработка документов" в графе "стадия строительства". То есть решение о судьбе домов, в квартирах которых каждый вечер светятся окна и семьи собираются к ужину, еще не принято, но здания вместо них уже продаются.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ времена... Несколько лет назад москвичи неохотно вкладывали деньги даже на начальной стадии строительства, боялись обмана. А сегодня готовы платить за воздух. Разрешат ли городские власти снести крепкие четырехэтажные дома на Новослободской (см. фото) и на их месте построить элитные высотки?

Условная ветхость

ПОХОЖЕ, реклама не соврала. Эти самые дома на Новослободской я видела в официальных распоряжениях по ЦАО на 2004 г. как подлежащие сносу и реконструкции в центре Москвы. Напомню, что формирование таких списков началось прошлым летом. Постановление за подписью префекта Центрального округа определяло к сносу 1200 жилых домов, в основном Тверского района: 400 как аварийные и еще 800 как ветхие, с деревянными перекрытиями. Первые предполагалось снести, остальные - реконструировать. Обещаниями ничего не ломать конфликт был погашен, но совсем недавно вспыхнул снова. Городское правительство честно призналось в отсутствии денег на капитальный ремонт всех домов с деревянными перекрытиями. И придумало выставлять такие дома на торги ВМЕСТЕ С ЖИЛЬЦАМИ. Инвесторы в этом случае будут биться друг с другом за право провести капитальный ремонт. Городская казна, таким образом, получит дополнительные средства, которые и потратит на расселение.

Но на каком основании дома готовят к сносу? Ведь ветхость в наше время - понятие условное и от реального технического состояния дома очень далекое. Когда 1200 домов приговорили к сносу, выяснилось, что заключений специалистов по этому поводу нет. К тому же жилой центр столицы застраивался лет 40-60 назад, так что при желании назвать здания ветхими нетрудно. В советские времена износившиеся дома не признавали таковыми до последнего. В современной Москве дома легко "превращаются" из ветхих в очень ветхие. Правда, в первую очередь в престижных районах города.

Да, центр будет перестроен. Он уже перестроен: дорогие магазины, дорогие рестораны, дорогие дома вокруг. И процесс не остановить. Кажется, все, что могут власти в таких условиях, - это навязать инвесторам вместе с домами, магазинами и развлекательными центрами благоустраивать скверы, создавать детские и спортивные площадки, расширять дороги и делать подземные переходы. Дороги и площадки - это то, что нужно всем москвичам, магазины увеличивают отчисления в бюджет, туда же идут средства от продажи городской части коммерческого жилья. Получается, снос жилых домов (особенно в центре) с последующим новым строительством... городу выгоден?

Игры в реконструкцию

КОГДА говорят о сносе, всегда речь заходит и о реконструкции. И неважно, идет ли речь о пятиэтажках, девятиэтажках или капитальном ремонте домов с деревянными перекрытиями. Но много ли реконструируют на самом деле, видно на примере пятиэтажек: на несколько десятков снесенных домов приходится 1-2 переделанных. Хотя общеизвестна цифра: городскому бюджету реконструкция каждого пятиэтажного дома обходится дешевле строительства нового примерно на 21 млн. руб. Надстройкой нескольких этажей можно сократить строительные расходы еще на 10%. В настоящее время существует много проектов: от мини-модернизации, предполагающей декоративно-теплозащитную отделку фасадов, расширение балконов и лоджий без отселения жильцов, до глубоких вариантов реконструкции с надстройкой 4-5 этажей и пристройкой дополнительных площадей по периметру с отселением жильцов. Но если жильцов можно отселить, то можно и не реконструировать до 9-10 этажей. Можно снести вообще и построить этажей 20-25.

То же с реконструкцией сталинских домов. Дома, построенные после войны, имеют реальный износ 40-50%. Приблизительные расчеты показывают, что, затратив в среднем 350 долл. на 1 м2, можно продлить срок службы таких домов еще на 60-80 лет. Но разве это выгодно тем, кто привык зарабатывать по 200-300% прибыли? В N 46 мы рассказывали историю о девятиэтажках на Таганке, которые стояли рядом с пятиэтажками, определенными под снос. И дабы они не портили вид будущим новым зданиям, их решено было разобрать.

СНОС ДОМОВ В СТОЛИЦЕ ПОСТАВЛЕН НА ПОТОК. Власти города не раз говорили о том, что пятиэтажки и другие ветхие дома нужно сносить. Только это экономически выгодно. Ведь в Москве дефицит земли. А реконструкция - явление редкое. Так в "Перечне объектов экспериментального проектирования и строительства г. Москвы на 2004-2006 гг." надстройка одноуровневой мансарды прописана всего двум объектам: жилым девятиэтажным домам по Краснохолмской набережной. Складывается впечатление, что те немногие дома, реконструкцию пережившие, нужны лишь для статистики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно