Примерное время чтения: 4 минуты
396

Музей аппетитных сил

"ТОТ, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую", - заявил Наполеон, но еще раньше это осознал Петр I. И подписал 1 марта царский указ о создании провиантской службы в русской армии. Через 300 лет и 4 года в подмосковном Монине открылся Музей продовольственной службы. В экспозиции - вся история солдатского пайка и эволюция походной армейской кухни: от навьюченной лошади до современной передвижной хлебопекарни, способной насытить одновременно целую танковую дивизию.

Царские испытания

ЦЕНТРАЛЬНАЯ опытно-конструкторская база, расположенная в Монине, - это главный "полигон" продслужбы российских Вооруженных сил. Здесь не только дегустируют пайки, но и разрабатывают оборудование для служб тыла: ложки-вилки, котлы, холодильники, т. е. все, без чего немыслимо питание военнослужащих. Поэтому и Музей продовольственной службы ВС РФ появился именно здесь. Полковник запаса Владимир Горбунов - заведующий и экскурсовод в одном лице. Никто лучше него не знает всю "кухню" и хронологию развития событий.

Оказывается, выстраивая вертикаль армейской продовольственной власти, все должностные инструкции от генерал-провиантмейстера до ротного командира Петр I разрабатывал собственноручно. А прежде чем утвердить нормы первого солдатского пайка, государь целый месяц испытывал его на собственном желудке. Не получая никаких дополнительных продуктов. Результатами испытаний остался доволен и распространил свой передовой опыт на всю действующую армию. В продовольственный паек русского воина той эпохи входили продукты восьми наименований, причем два из них - вино и пиво. На одного человека в месяц выделялось 2 фунта соли и около 2 кг круп. А в сутки положено было съедать 2 фунта хлеба, 1 фунт мяса. Причем с утра выдавался только хлеб, а 2 раза в день готовилась горячая пища - щи и каши. Для аппетита ежедневно употребляли по две чарки вина и по 1,28 л пива. Правда, после поражения в Русско-японской войне 1905 года спиртное из ассортимента вычеркнули.

Кто-то из живописцев на основании исторических документов написал для музея небольшое полотно, как солдаты на привале готовятся к приему пищи. Запечатлен момент, когда часть оголодавших воинов уже уселась перед сервированной "скатертью-самобранкой", а другие суетятся вокруг котлов, обслуживая товарищей по оружию. Стол накрыт прямо на траве, но сидеть, поджав ноги по-турецки, нашим предкам, видимо, не позволял менталитет. Чтобы устроиться поудобнее, они не поленились вдоль "стола" вырыть траншеи для ног. Такая суровая армейская действительность. Причем художник оказался настоящим реалистом. Кашевары на картине выглядят гораздо упитаннее, чем остальные их однополчане. Армейский афоризм "подальше от начальства, поближе к кухне" оказался настолько древним!

Счет на калории

ДЛЯ молодого растущего организма главное - хорошо поесть. В современной российской армии около 20 видов пайков, в каждом из которых около 20 наименований. Современному бойцу в день положено 200 г мяса или 100 рыбы, яйцо, масло, хлеб, сахар и другие продукты. По сравнению с 400 г мяса в неделю, которыми кормили в XVIII веке, это прогресс. Если пересчитать продукты на калории, набегает норма - от 3 до 5 тыс. (для летчиков) калорий в сутки. К примеру, в пайке боевом мы насчитали 27 пунктов. Кроме сухариков, консервов и прочих "деликатесов" туда входят три маленькие конфетки-барбариски, спички в количестве 6 шт., открывалка, спиртовая горелка. И обязательно - таблетки для обеззараживания воды.

В зале походных кухонь и пекарен собраны образцы техники всех стран Варшавского договора. Лучшей кухней тех лет была признана немецкая. В основном из-за высокой проходимости. Но современные отечественные образцы хлебопекарен поражают своими возможностями. Мало того что готовят на ходу, так и передвигаться могут в хвосте танковой колонны. Обслуживают такой агрегат всего три человека. Другая мини-пекарня выдает 12 тонн хлеба (!) в сутки. Существуют передвижные столовые особого комфорта: с душевой кабинкой и комнатой отдыха для поваров, где могут пообедать сразу 16 человек.

Начиналось же все со скромной лошадки. На животное навьючивали по бокам два бидона и выводили на горную тропу. Пока тяжеловоз преодолевал перевалы, обед внутри агрегата успевал приготовиться. Лошадей с вьюками до сих пор используют в труднодоступных местах Чечни, на погранзаставах и т. п. Где лошадь не пройдет, запрягают ишаков. Но сколько таких непарнокопытных кормильцев состоит на службе в Минобороны - военная тайна.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно