Примерное время чтения: 10 минут
124

"Трансвааль": день последний

ТАК сложилось, что мы любим все большое и оригинальное. Если торговый мол - то такой, каких нет в других столицах. Если небоскреб, то самый высокий в мире. Если аквапарк, то непременно самый крупный в Европе. Действительно, "Трансвааль-парк" - самый яркий из своих предшественников в Старом и Новом Свете, где история водных аттракционов уже отметила 30-летний юбилей. И вот в субботу наше чудо архитектурной мысли обрушилось всей своей крышей на любителей водных развлечений. Как говорят источники, близкие к руководству аквапарка, мы станем первыми, кто сровняет с землей спортивный комплекс полутора лет от роду. И еще долгое время не вспомним о том, что существуют 16 других проектов аквапарков разной степени готовности.

Почему поехала крыша

ПРОЕКТ "Трансвааля" был экспериментальным, крыша представляла собой слоеный пирог из бетона, стекла и металлических прутьев. Почему она сложилась, как карточный домик, предстоит разобраться. Государственная инспекция архитектурно-строительного надзора уже взяла пробы бетона, металла и других несущих конструкций рухнувшей крыши. Список версий возглавляет несоблюдение строительных норм. Произошло это потому, что российских нормативов по сооружению аквапарков до недавнего времени не существовало. Так, например, по СНиПам (строительным нормам и правилам) максимальная нагрузка, которую должна "держать" крыша подобного здания, - 210 кг/м2. Во времена строительства "Трансвааля" норма была гораздо ниже - 140 кг/м2. Как оказалось, не было у нас и единых правил эксплуатации аквапарков. Лишь в середине весны прошлого года главным санитарным врачом были приняты "Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков". Так, средняя температура в бассейнах должна быть +26°, температуру воздуха нужно поддерживать на один градус выше, а влажность не должна опускаться ниже 60%. Несоблюдение требований приводит к коррозии несущих конструкций здания и его крыши.

Кто так строит

ИЗВЕСТНЫЕ московские архитекторы некоторое время назад тосковали по крупным общественным объектам. В то время их труд был востребован лишь в контексте жилищного строительства. Так, например, Сергей Киселев (глава архитектурного бюро "Сергей Киселев и партнеры", спроектировавшего "Трансвааль") не раз признавался, что вынужден делать "коммерческую" архитектуру, с установкой на продажность и соответственно на большой объем. Тогда как на самом деле ему хочется придумывать клубы, музеи, театры. Время зданий общественного пользования наконец-то пришло.

А ВМЕСТЕ с ними пришло понимание, что архитектура и строительство - не творчество в чистом, неразбавленном виде. Чтобы придумать и создать место, куда с удовольствием будут ходить многие, нужно сначала сделать так, чтобы оно понравилось тем нескольким, которые дают на него деньги. И когда инвестор действует по принципу "хочу, чтобы было", мало найдется людей, способных сказать "так нельзя". Как известно, столичный аквапарк - на 100% частное предприятие, которое город ни в какой форме не контролирует. Но разве это правильно? Если помните, когда появились первые (экспериментальные) советские небоскребы, было создано Управление по эксплуатации высотных зданий. Может быть, поэтому они до сих пор стоят?

Ответ на вопрос, почему строительство было доверено турецкой фирме "Koсak Insaat", укладывается в контекст рассуждений на эту тему. Турки строят много, но берут не только исполнительностью и соблюдением сроков. Но и тем, что склонны к разного рода компромиссам, например удешевлению строительства. Раньше это было чревато трещинами, протечками и другими неприятностями. Теперь вот дошло и до серьезной трагедии.

Страсти по большому

В ПЕРИОД выявления причин трагедии малозамеченным оказался факт, что проект аквапарка был ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ. Говорить, что нельзя ставить эксперименты на людях, сегодня уже поздно. Но не поздно обратить внимание на тот факт, что почти каждое строительство в Москве - экспериментально. Я имею в виду то, что в нашем городе здания начинают строить тогда, когда проектная документация готова в общих чертах. И мы уже сталкивались с тем, что форма и объем зданий отличались от заявленных... до неузнаваемости. Это относится и к театрам, и к галереям, и к жилым домам. И предпосылок к изменению ситуации не наблюдается. Только становится хуже. Например, в Москве собираются построить порядка 60 небоскребов, но мероприятия, связанные с эвакуацией большого количества людей из высотных зданий, не проработаны. К тому же в нашем городе лишь одна пожарная машина, способная тушить пожар на высоте.

Получается, нам очень повезло, что трагедий до сих пор не случалось?! Но "Трансвааль" - не единственное неожиданно рухнувшее здание. Осенью 1999 г. в строящемся доме на Мичуринском проспекте обрушились балконы с 10-го по 1-й этаж, к счастью, тогда никто не погиб.

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:

- СЕЙЧАС назвать виновников и причины трагедии невозможно. Возбуждено уголовное дело, назначена госкомиссия по проверке соблюдения норм строительства. По результатам расследования будут выноситься представления о том, какие меры необходимо принять, чтобы подобные страшные события не случались впредь. Но, даже не дожидаясь этих решений, федеральная и городская исполнительные власти приостановили эксплуатацию всех объектов, построенных компанией, которая возвела "Трансвааль-парк", а также приостановили действие ее строительной лицензии. На мой взгляд, вводить еще более суровые нормы и правила строительства до конца следствия не имеет смысла. Российский опыт показывает, что необходимо элементарно соблюдать то, что требуется ныне существующими СНиПами. Эти нормы и правила гарантируют, что построенное с их соблюдением здание не развалится в течение многих десятков лет. Если провести параллели с терактами, то привлекать к ответственности надо тех людей, которые обязаны по роду своей деятельности контролировать порядок. Получается, что чиновники лишь должны надлежащим образом выполнять свои обязанности.

Хочется отметить, что в первые же минуты катастрофы спасатели, оперативные службы и исполнительная власть города сделали все возможное, чтобы спасти максимальное количество людей. Помощь пришла незамедлительно, и благодаря этому было спасено из-под завалов более 50 человек.

Михаил ИВАНОВ, начальник Управления научно-исследовательских работ Московского государственного строительного университета:

- АКВАПАРК был достаточно большим по своей площади сооружением. Да, в современном градостроительстве есть тенденция к увеличению размеров, но никакой связи между масштабностью проектов и прочностью зданий не существует. Все зависит от того, как спроектировать и, разумеется, как построить. Если все делать грамотно, сооружения, подобные московскому аквапарку, можно эксплуатировать сколько угодно лет. А неточности при проектировании или отступления от проекта при строительстве и чреваты подобными катастрофами.

Впрочем, причины происшедшего лежат глубже. Коммерциализация строительства в Москве приводит к тому, что заказчики стремятся максимально ускорить его темпы. Поэтому проектировщиков постоянно торопят, а спешка в этом деле, как нетрудно понять, может иметь самые печальные последствия. Об этом сейчас многие проектировщики говорят. Городским властям есть над чем задуматься.

Александр КУДРЯВЦЕВ, президент Российской академии архитектуры и строительных наук:

- Я НЕ ЗНАКОМ с проектом "Трансвааль-парка", но подозреваю, что причина обрушения крыши может таиться в любом звене цепочки - от разработки проекта до эксплуатации здания. Конечно, погодные условия у нас суровые: большая снеговая нагрузка, сильные ветра, перепады температур - так что, возможно, произошла деформация покрытия. С другой стороны, строительные нормы у нас таковы, что они учитывают все эти факторы в их максимальном проявлении. В этом смысле западные аналогичные проекты гораздо "мягче": там принимаются в расчет не критические, а среднестатистические погодные условия.

Правда, в ближайшие годы ситуация вокруг строительных норм может ухудшиться. В прошлом году у нас вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", который вызвал большие дискуссии. Согласно ему вскоре государственные стандарты станут добровольными, а разработчиком технического регламента может стать кто угодно. Сторонники закона утверждают, что он поможет снять многие административные барьеры, улучшит ситуацию на рынке, а противники полагают, что он может отрицательно сказаться на качестве строительных работ: в этой области существует множество норм и правил, обязательных к исполнению, а теперь их судьба представляется неопределенной.

АНТОН К., владелец строительной фирмы:

- РАЙОН Ясенево расположен на холмистой местности с большим количеством возвышенностей и оврагов. Сам аквапарк стоит фактически в овраге, на искусственной насыпи, частично опирающейся на природный грунт. Раньше на этом месте была свалка. Народ тащил сюда всякий крупногабаритный мусор - доски, железки, сломанную технику. Потом пространство частично отгородили забором. Когда поблизости стали строить станцию метро, на это место свозили отработанный грунт и сваливали беспорядочной массой. Что происходило во время строительства аквапарка, сказать сложно - техника работала за высоким забором. Я работал в том районе. Но ни разу не видел машины, которая бы вывозила с территории землю или мусор! Поэтому могу предположить, что аквапарк стоит на привезенном грунте и бывшей свалке. Какие бы сложные и современные технологии ни применялись, под зданием все равно с высокой вероятностью остались пустоты. Замечу, что падение крыши в результате смещения грунта даже не рассматривается официальными источниками в качестве версии. Очень странно.

Если говорить о методах незаконного удешевления строительства (от чего, естественно, распухают карманы и строителей, и проектировщика), то их существует множество. Во-первых, можно использовать бетон не того качества, которое занесено в проект. Модификации разнятся по цене и по качеству. Менее прочный и более дешевый бетон увеличивает вероятность обрушения здания. Во-вторых, можно с легкостью проложить трубы другого диаметра, чем необходимо, которые значительно дешевле. С контролем у нас тоже проблемы. Самым жестким и придирчивым должен быть авторский контроль, потому что проектировщик знает свою работу в деталях. Но автор - это тот человек, который, в том числе, занимается составлением сметы. И результаты "маленьких хитростей" сливаются и в его карман. Обиднее всего то, что строители, не осознавая своей ответственности, руководствуются принципом "здание стоит - и ладно".

Вадим МИХАЙЛОВ, руководитель "Диггер-Спаса":

- МЫ ИССЛЕДОВАЛИ подвальные помещения, фрагменты стен и фундамент здания. По моему мнению, катастрофа произошла по биолого-техногенным причинам. Абсолютно ясно, что, попытавшись сэкономить, строители не только использовали некачественные материалы, в том числе плохой легкокрошащийся бетон, но и не позаботились провести серьезное исследование грунтов под аквапарком. Даже неглубокое бурение рядом с "Трансваалем" показало наличие большого количества влаги в почве, а местные жители рассказывают о родниках, которые били на этом месте до начала строительства. В результате резкие перепады температур, высокая влажность, постоянное подпаривание колонн, держащих купол, подвижные грунты в основании и конструктивные недоработки всей конструкции со временем привели к разрушению опор.

Внимание! Страховая компания просит всех пострадавших и родственников погибших в "Трансвааль-парке", купивших страховку 13-14 февраля, обращаться за необходимой информацией по выплате страхового возмещения по тел. 540-11-44.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно