Примерное время чтения: 4 минуты
96

И Манеж с ними

МОСКОВСКИЕ памятники архитектуры и культуры бесценны. В том смысле, что НЕ ИМЕЮТ ЦЕНЫ. То есть гроша ломаного не стоят. Поэтому, если кому из них выпало пережить пожар или выстоять в условиях резкого инвестиционного климата столицы, звание памятника можно давать за одно это. Все равно оно ничего не изменит, на судьбу не повлияет, денег на ремонт не добавит, от реконструкции не спасет. Сгоревший Манеж между тем памятником быть перестал. Но восстановят его в прежнем виде, только... улучшат немного. Так решили на последнем общественном градостроительном совете при мэре Москвы.

ПРОПЛЕШИНЫ в центре города, современные жертвы тотальной реконструкции, выглядят сегодня страшно. Разобранный "Интурист", исчезающая "Москва", перестраиваемый Военторг. Теперь к ним добавился похожий на Акрополь, только пропахший гарью и позеленевший от строительной сетки Манеж. Случившийся здесь пожар добавил штрихов к и без того четко прорисованному процессу городского строительства, при котором наличие проекта и соблюдение строительных норм (СНиПов) - не гарантия безопасности здания и его обитателей. И получилось, что предписания Госпожнадзора и других контролирующих эксплуатационный процесс организаций можно не выполнять, если впереди ремонтные работы. А право собственности на здание - вообще не основание требовать возмещения ущерба. Это при любом другом пожаре нужно искать виноватых, чтобы было кому заплатить за потери. А когда деньги на компенсацию и последующие восстановительные работы будут браться из одного кармана, бюджетного, какая разница, по какой причине в него полезут?

А Манеж ждет реконструкция, хотя некоторым кажется, что должна быть произведена научная реставрация, ведь сохранилось 30% здания. Но теперь деревянные фермы Бетанкура и крыша со слуховыми окнами (равно как и другие элементы, являвшиеся еще некоторое время назад предметами охраны) не помешают появлению подземного пространства. Оно будет. И будет, как и хотели в 1998 г. (к этому времени относится первое упоминание проекта реконструкции), двухэтажным, с техническим и гаражным этажами. Фермы тоже будут, но только клееными - в наше время цельнокроеные бревна больших размеров изготовить практически невозможно. Фермы пропитают противопожарным составом. А вот слуховым окнам не повезло. Они пропускали лишь 5% света, поэтому с их восстановлением решили не возиться: на крыше они будут в виде декоративного элемента - такой аппликации под старину. Денег Манеж потребует меньше на треть. Члены общественного совета, правда, затруднились назвать, от какой именно суммы.

История с возвращением Манежа к жизни пугает обещанием быстрой реконструкции. Ее намереваются закончить к очередному Дню города. Вот только с оглашением экспертизы по "Трансвааль-парку" все происходит почему-то не так быстро. Хотя там, в отличие от выставочного зала, виновных найти можно и можно даже попытаться привлечь их к ответственности. Только вот довести дело до конца будет очень трудно, считает юрист Юрий Корягин (см. с. 2). Ни один адвокат не признает заключение любых экспертиз, кроме независимой судебной. А вот добиться таковой практически невозможно.

Тем не менее до конца недели нам обещают огласить результаты экспертиз всех уровней. Но почему процесс все-таки затягивается? Если не повторять за участниками слова о том, что спешка в данном вопросе не нужна, останутся доводы цензуры экспертных заключений. Ведь вся правда о "Трансваале" не для смешанной аудитории. Хотя и так понятно, что не могут одни и те же организации давать положительные заключения на строительство и проверять свою же собственную работу. В нашем распоряжении оказалось заключение, подготовленное экспертом Александром Лещенко (см. с. 2) для рабочей комиссии Мосгорэкспертизы. Вывод, к которому пришел ученый, прост и, возможно, поэтому трудновыполним: "От проектирования конструкций "вслепую", где основными ориентирами являются интуиция и печальный опыт катастроф, нужно переходить к строгим теоретическим выкладкам, которые в сочетании с практикой дадут необходимые результаты". Другими словами, пора перестать строить, руководствуясь лишь интуицией и технически устаревшими СНиПами. Так, может быть, спешить с "Манежем" все-таки не стоит?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно