Из заключения расследования причин аварии в "Трансвааль-парке".
По поручению Мосгорэкспертизы
Александр ЛЕЩЕНКО, профессор, к. т. н., автор "Фундаментальной строительной механики упругих систем" - методики, позволяющей находить слабые места металлоконструкций, предотвращать возможные аварии, проводить технические экспертизы проектов:
- ВСЯ имеющаяся техническая документация кровельного покрытия отвечает существующим в РФ требованиям. Анализ фрагментов рухнувшего купола и металлоконструкций показал, что прочность бетона и стали соответствует проектным решениям. Из беседы с главным конструктором объекта Нодаром Канчели и по результатам осмотра фрагментов разрушенных колонн следует, что перед катастрофой произошла местная потеря устойчивости элемента оболочки 11-й колонны, что повлекло ее складывание и обрушение купола покрытия. Элемент оболочки колонны мог потерять чисто-крутильную, сдвиговую или изгибную форму потери устойчивости. Проверка на крутильно-сдвиговые формы потери устойчивости СНиПами не предусмотрены. Если бы такая проверка была, то проектировщики обязательно заполнили бы полую колонну бетоном и катастрофы могло не быть. По этой же причине произошло обрушение крыши на автостоянке гипермаркета "Метро" по Дмитровскому шоссе: потеря местной устойчивости полой колонны повлекла складывание самой колонны.
Устаревшие и неправильные строительные нормы дают проектировщикам ошибочные ориентиры, что является причиной катастроф. А проектировщики не имеют права менять утвержденную нормами ошибочную расчетную схему и отступать от СНиПов. Чтобы избежать подобных трагедий в будущем, необходимо пересматривать и менять существующие строительные нормы, менять методики преподавания строительной механики в инженерных вузах. А при восстановлении покрытия аквапарка необходимо заменить полые опорные колонны на трубобетонные прежнего диаметра. Отказаться от практики строительства тяжелых ж/б оболочек и применить облегченный вариант из алюминиевых конструкций. По данным статистики, 45% аварий и катастроф в строительстве происходит из-за потери устойчивости металлических конструкций. Эти факты диктуют необходимость создания адекватных теоретических моделей, с помощью которых можно уменьшить вероятность аварий, катастроф и связанных с ними материальных потерь.
Юрий КОРЯГИН, юрист:
- СУД НЕ НАЗОВЕТ виновных в катастрофе в "Трансвааль-парке". Могу ответственно об этом заявить, имею за спиной опыт четырехлетней тяжбы в судах по другому делу. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что в процессе были задействованы 6 судов (в том числе и Мосгорсуд, и Мособлсуд), привлечены 7 прокуратур, включая и Генпрокуратуру. По поручению суда нужно было пройти все экспертные организации Москвы и области, несколько проектных институтов, делать запросы в Госстрой и Минприроды, Госсанэпиднадзор РФ. В ходе разбирательств не раз приходилось проводить судебную строительную экспертизу, точнее, сталкиваться с невозможностью проведения ее должным образом. В результате пришлось даже привлекать к гражданской ответственности руководящих чиновников Минюста, в ведении которых находятся судебные экспертные учреждения страны. Выяснилось, что эти учреждения используют отсталую финансово-хозяйственную базу, а провозглашенное в федеральном законе государственное финансирование судебной экспертной деятельности, в частности по гражданским делам, оказалось пустой, не подкрепленной деньгами фразой.
Госстрой сейчас проводит по "Трансвааль-парку" архитектурно-строительную экспертизу. Но она не входит в Перечень выполняемых судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции РФ. В Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) записана норма, по которой ни одна экспертиза не может иметь для суда заранее установленной силы, экспертное же заключение вовсе необязательно. Что это будет означать? Да то, что московские судебные инстанции будут полагаться на мнение городских властей относительно результатов экспертизы. С февраля 2003 г. ГПК впервые введена комплексная экспертиза, но в Минюсте до сих пор нет всех необходимых для этого условий. А Госстроем России вообще принято решение о нецелесообразности создания в стране института комплексной судебной экспертизы в области строительства.