В НАШЕЙ СТРАНЕ последовательно проводится большая работа по улучшению природопользования.
* Сброс загрязненных сточных вод сократился на 10 проц., а объем оборотного водоснабжения теперь составляет свыше 2/3 общего объема использования воды на производственные нужды.
* Ведется большая работа по внедрению в производство малоотходных и безотходных технологических процессов, по вводу в действие новых и улучшению эксплуатации действующих очистных сооружений.
* Государство ежегодно выделяет значительные средства на проведение так называемых биотехнических мероприятий, заботится об увеличении численности животных.
В текущей пятилетке на эти цели предусмотрено израсходовать 103 млн. руб., что в 2 раза больше, чем в предыдущей.
* Принятые меры позволили добиться того, что в целом по стране численность основных видов охотничье-промысловых животных стабильно сохраняется на одном уровне, а по отдельным видам даже возрастает.
Успехи, однако, могли быть более значительными, если бы удалось добиться сокращения браконьерства.
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ были предметом всестороннего рассмотрения на пленуме Верховного Суда СССР, обсуждавшего практику применения судами законодательства об охране природы.
Пленум обязал суды обеспечить такую практику, при которой лица, нарушившие законодательство об охране природы (касается ли это лиц, по чьей вине в водоемы и воздух выпускаются вредные вещества, портятся плодородные земли, или тех, кто занимается браконьерством), подвергались бы наказанию в соответствии с тяжестью содеянного, формой вины и размерами ущерба, причиненного здоровью людей или объектам природы.
В 1982 г. судами рассмотрено свыше 10 тыс. дел о возмещении ущерба, причиненного лесонарушениями, около 5 тыс. дел о возмещении вреда, причиненного незаконной охотой и незаконной рыбной ловлей, и других.
В постановлении пленума подчеркнуто, что за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха путем эксплуатации неисправных очистных сооружений и устройств, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, повлекших или могущих повлечь загрязнение атмосферного воздуха и воды, ответственность в предусмотренных законом случаях несут как должностные, так и иные виновные лица в случаях, когда такие действия совершаются как умышленно, так и по неосторожности.
Новым является разъяснение, содержащееся в п. 5 постановления, о вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов без очистных сооружений и устройств, при котором виновные несут уголовную или административную ответственность.
Пленум Верховного Суда СССР уточнил положение ст. 230 УК РСФСР и аналогичных статей других союзных республик о природных объектах, взятых под охрану государства, к которым он отнес небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, водопады, пещеры, минеральные источники и т. п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи, парки, пруды и т. п.), которые решениями соответствующих органов отнесены к государственным памятникам природы.
Из журнала "Советское государство и право", 1984, N 3.