Примерное время чтения: 4 минуты
101

Солнце в каждой сковородке (часть 2)

Окончание. Начало см. в "АиФ-Москва" N 10

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ революция, которая неминуема при нынешних темпах выкачивания нефти и газа из земных недр, приведет к тому, что москвичи середины ХХI века будут ездить на принципиально ином транспорте, а вместо современных сетей коммуникаций, на которых стоит город, пролягут новые. Как и откуда станут добывать энергию наши потомки? Ученые сходятся во мнении: будущее - за так называемой солнечно-водородной энергетикой.

ЗА ОДНУ неделю на поверхность Земли поступает столько тепла, сколько не образуется при сжигании всех запасов углеродного сырья на планете. Как можно игнорировать такую халяву, подаренную самой природой?

Водород-посредник

ДЕЛО в том, что солнечная энергия имеет ряд недостатков. Скажем, использовать ее напрямую для транспортных средств не представляется возможным из-за крайне низкого КПД (коэффициент полезного действия). Да, существуют маленькие и легкие электромобили, приводимые в движение энергией, полученной от солнечных панелей на крыше, но они ездят с небольшой скоростью и на открытых пространствах, да и то в безоблачные дни. Рассчитывать на такой транспорт в условиях Москвы не приходится. И конечно же, невозможно "заправить" энергией солнца самолеты и поезда.

"Задача состоит в том, чтобы каким-то образом аккумулировать солнечную энергию там, где она наиболее доступна, в некий накопитель. Он будет действовать как посредник между источником - солнцем и потребителем, - поясняет завкафедрой химии и электрохимической энергетики МЭИ Николай Кулешов. - Причем это связующее звено должно отвечать определенным требованиям: быть экологически чистым, удобным при хранении и транспортировке, иметь неограниченные ресурсы. Это должно быть топливо, которое можно легко использовать в промышленности, в домах и на транспорте. Этим условиям лучше всего отвечает водород. Все, что он производит при сгорании, - это электричество и водяной пар".

Каким образом солнечная энергия может быть конвертирована в водород? С помощью электролиза воды. В промышленных масштабах он будет осуществляться в южных солнечных районах - там на огромных площадях разместятся вышки гелиостатов. Оттуда в Москву протянутся подземные трубопроводы, по которым будет поступать к нам водород. На водороде станут работать промышленные предприятия, появится сеть Н-заправок. Исчезнут трансформаторные станции и линии электропередачи. Все здания обеспечат топливными элементами - устройствами, которые сжигают газ, давая взамен тепло или электричество.

Безопаснее бензина?

ПРИ всех достоинствах солнечно-водородной энергетики противников у нее хватает. Аргументы, как правило, сводятся к двум доводам: водород взрывоопасен и, поскольку является самым легким элементом, наиболее подвержен утечкам. Но водород представляет опасность, когда используется в сжатом виде. Топливная система автомобиля может быть иной: есть еще так называемая гидридная металлическая "губка". Даже если топливный бак пробьет и вспыхнет случайная искра, через образовавшееся отверстие будет вырываться лишь слабый огонек.

Ученые не сомневаются, что первый прорыв в водородной энергетике произойдет именно в области транспорта. В настоящий момент это горючее обходится автовладельцам слишком дорого, но с годами технология удешевляется. Можно не сомневаться, что рано или поздно водород станет дешевле бензина.

"Во всех развитых странах речь идет не просто о научных разработках или программах, связанных с использованием водорода, - продолжает Николай Кулешов, - там говорят о водородной экономике! То есть происходит глобальная перестройка всех областей жизни, связанных с энергетикой. У нас же этот процесс находится в зачаточном состоянии. Только в нашем вузе (Московский энергетический институт. - Д. П.), единственном на всю страну, есть такая специализация, как "электрохимическая и водородная энергетика". В наш институт пришло письмо с завода "Уралхиммаш" (именно там на протяжении долгих лет производили качественные электролизные установки). Его руководство признается: современное зарубежное оборудование из Германии, Канады, Норвегии обладает лучшими характеристиками. И просит нас разработать новый узел для своих установок. То есть у нас в этой области все только начинается, и это несмотря на серьезный задел, оставленный советской наукой!"

К слову, маленькая Исландия, не имеющая ни нефти ни угля, планирует полностью перейти на водородную энергетику к 2030 году. А России, видимо, придется ждать долго: а как же, углеродного сырья на наш век хватит! По грустному прогнозу директора Института водородной энергетики и плазменных технологий РНЦ "Курчатовский институт" Владимира Русанова, все может закончиться весьма печально. Если сейчас не обеспечить должным вниманием научные разработки, в конце концов мы будем покупать за границей не только водородный транспорт, но и сам водород! Большую нелепицу вообразить трудно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно