Примерное время чтения: 5 минут
90

Нужно переезжать раз в 10 лет

КРАСНО-СИНЕ-ЖЕЛТЫЕ башни "Кандинский", "Малевич", "Родченко", "Попова", "Экстер" появятся рядом с Третьяковской галереей на Крымском Валу. Ломаные стены, рваные окна от пола до потолка, кривые винтовые лестницы. И в этих домах будут жить с удовольствием, считает придумавший их голландский архитектор Эрик ван ЭГЕРААТ.

- ВЫ СЧИТАЕТЕ уместным строить эклектичные здания в уголке старого города? Недалеко Кремль, церковь Иоанна Воина...

- "Русский авангард" - это город в городе. И именно потому, что он будет в окружении разных зданий по стилю и времени постройки, потребовалось придумать особую архитектуру. Я искал тот стиль, который бы наилучшим образом вписывался в контекст существующей городской среды. Близость Третьяковской галереи - музея русского искусства - продиктовала такой выбор.

- Художники, а особенно художницы русского авангарда больше известны за пределами России. Почему вы остановились именно на этом периоде в живописи?

- Когда меня раньше спрашивали о России, первое имя, которое я вспоминал, говоря об искусстве, - Кандинский. Русский в музыке для меня Чайковский, в архитектуре - Мельников. (Константин Мельников в 20-х гг. участвовал в разработке Генплана Москвы. По его проектам были построены многие заводские ДК. Самое известное здание - собственный дом в Кривоарбатском переулке. - Авт.) Когда я приехал в Россию, то понял, что с архитектурой сильно ошибся. Вы не знаете своих великих архитекторов. Наверное, у них не было возможности проявить себя. Им не давали строить то, что они хотели. Но от этого они не стали менее великими. Например, построенные в Нью-Йорке в 40-50-60-х гг. небоскребы очень похожи на те, что придумал, но так и не реализовал ваш Чернихов. (Художник-архитектор Яков Чернихов в 20-30-х гг. прошлого века издал в Ленинграде серию книг собственных архитектурных фантазий. - Авт.) То, что сегодня в Москве есть ресурсы и возможности строить современные здания, меня радует. Я могу соединить мировые архитектурные процессы с теми национальными, что происходят у вас. И вы будете этим гордиться. Те, кто не посещает Россию так часто, как я, не знают, какая она на самом деле, не видят ее изнутри. Мне хочется подчеркнуть качество вашей страны, сказать на моем языке, какая она. "Русским авангардом" я бросил мостик между искусством и архитектурой. Это мой выбор, наверное, кто-то другой выбрал бы что-нибудь другое... Но я не смог бы воплотить этот проект, если бы был архитектором, работающим в одном стиле. К примеру, если бы я был режиссером, то не снимал бы только романтические комедии. Я бы смешивал жанры.

- Как вы оцениваете Москву с точки зрения архитектуры? В нашем городе ведется активное строительство, но о качестве проектов много спорят.

- Я заметил. Другой мой проект вместе с компанией "Капитал Групп" "Город столиц" тоже тщательно обсуждали, прежде чем начали строить. (Речь идет о двух высотках - "Москва" и "Санкт-Петербург" в центре Москва-Сити. - Авт.) Но мы живем в замечательное время. В прошлом веке в архитектуре все пытались найти что-то простое и для всех общее. У вас в России, у нас в Голландии придумывали лучший дом и его тиражировали. Но мне, например, не хотелось жить в лучшем доме. Мне хотелось и хочется жить в доме, созданном для меня. И для вас мне хочется создать что-то необычное. Сегодня многие люди знают, что от определенного стиля можно отступить. Можно найти новые решения для своего жилья. Мы все по-прежнему хотим быть обществом, но жить хотим в непохожих домах и квартирах. Кстати, не только в России строились похожие дома. В Америке целые города - аллеи домиков с садиками. В 50-е гг. мы строили одинаковые "коробки", а теперь пытаемся что-то изменить вокруг них. Тогда было просто, но дешево. Теперь красиво, но дорого. Почему получается хорошо, когда дорого? Не потому, что всем нравится, когда люди тратят деньги. Но жизнь должна быть качественной, а качество - это внимание, энергия, деньги. И сегодня те, кто может себе это позволить, выбирают качество. Остальные видят, что красиво жить можно, и начинают к этому стремиться.

- Сами вы в каком доме живете?

- Последнее время я живу в квартире в Лондоне и в Роттердаме. Но дом по собственному проекту, конечно, построил. Он находится недалеко от центра Роттердама на озере. Вокруг дома в стиле XIX века, а мой - такой мягкий модерн. Это нормально, что люди в течение жизни хотят жить то в городе, то за городом. Семьи становятся больше или меньше, появляется больше или меньше денег - все эти обстоятельства требуют изменений. Человек в среднем за жизнь проходит 5 стадий, и каждое изменение в первую очередь связано с его домом. Некоторые переезжают раз в 10 лет. И чем больше возможностей в городе, тем лучше. Если в городе только миленькие домики с садиками или одинаково безликие, но удобные "коробки" для жилья, это скучно. Нужно учитывать, что люди меняются. И любому городу нужно меняться вместе со своими жителями. В Москве, по-моему, в этом смысле все в порядке.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно