ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ ("Медея и ее дети", "Казус Кукоцкого", "Искренне ваш Шурик" и проч.) - писатель серьезный. Поэтому и поговорить с ней мы решили о вещах серьезных - о взаимоотношениях мужчины и женщины.
- ЛЮДМИЛА Евгеньевна, почему значительная часть современных мужчин сегодня не только не способна быть лидерами в таких естественных вещах, как общение с женщинами, но и самого себя, свою жизнь порой не могут обустроить? Почему мужская натура так изменилась за минувшие десятилетия?
- Этот процесс развивается во всем цивилизованном мире. Институт брака разваливается на глазах. Сексуальная революция прошла. И мы принадлежим к поколению, которое должно заново решать многие проблемы, которые нашим отцам вообще не казались проблемами либо представлялись раз и навсегда решенными. А сам характер ваших вопросов наводит меня на мысль, что вы проблему перепрофилирования полов, как я ее условно назвала, тоже не до конца осмыслили. Вы находитесь в плену идеи, что мужчина должен быть лидером, сильным, уверенным, уметь принимать решения. Словом, мачо. Но поделюсь с вами совершенно ужасной догадкой: мачо - миф. Супермен - такая же иллюзия, как кукла Барби. Конечно, они представляют собой ужасные и смехотворные плоды общества потребления. Но они формируют, вернее, искажают сознание таким образом, что не человеческие достоинства, а сантиметры и килограммы оказываются основными параметрами при выборе партнера.
- Но, может быть, проблема кроется в нас, женщинах? Может, мы в своем стремлении отвоевать как можно больше прав, сделать карьеру и т. п. разучились соблазнять настоящих мужчин, перестали быть соблазнительными?
- Проблема, разумеется, кроется в нас. В сторону завоевания социальных прав мы уже двинулись, а от иллюзий-то еще не отказались. Если бы часть иллюзий мы развенчали, то даже сам термин "настоящий мужчина" выбросили бы из употребления. На самом деле за ним кроется замаскированный супермен с большим кошельком. Загорелый красавец, принадлежащий лично вам. Которого еще надо соблазнять... Да пропади он пропадом! Могу себе позволить это сказать, поскольку в молодые годы отдала дань этому бедняге, мощно поводящему плечами и выполняющему полную программу супермена. Их тоже пожалеть надо. Они такие же слабые, как мы, может, еще слабее.
- Нужно ли современной женщине, чтобы рядом с ней был сильный мужчина? Может, ее как раз такие мягкотелые и устраивают: с ними легко поиграть, когда настроение есть, а когда нет - цыкнуть, и он быстренько в свой уголок юркнет.
- Это очень важный вопрос: кто тебе нужен на самом деле? В реальности обычно происходит так: юная особа, всей душой настроенная на принца, влюбляется в бедного обормота, который на принца похож только длинными волосами и надутым выражением лица. Она переживает большую драму (потому что принцу, возможно, хочется вовсе не принцессу, а новую гитару, или новый автомобиль, или повышение по службе, или выиграть конкурс красоты на звание супермена). А потом годами зализывает раны и останавливается на обыкновенном молодом человеке, который будет раздражать ее всю жизнь тем, что не похож на принца. Следовательно, правильным ответом будет следующий: современной женщине надо как следует подумать о том, что самые лучшие союзы те, в которых один человек умеет покрывать недостатки другого. Когда вместе людям лучше, чем порознь. Когда им удобно и приятно производить нечто совместно (кроме любовных стонов), например, приготовить вместе обед или построить что-нибудь более значительное: дом, семью.
- А вам с мужчинами везло?
- Мужчинам, которым попадалась я, везло. В молодые годы у меня были исключительно старомодные установки, унаследованные от бабушки и мамы: я очень усердно кидалась мужчинам служить и служила до тех пор, пока мужчину полностью не деморализовывала. А в деморализованном виде он переставал мне нравиться. С годами поняла, что установку надо менять, чтобы отношения делались человеческими. Брак представляется мне скорее взаимным служением.
- Проблема, которую затрагивает практически каждый ваш роман, - это мужское-женское непонимание. Вроде бы в одной песочнице росли, в одни игрушки играли, в одной квартире живут, в одной постели спят, но при этом разговаривают на разных языках. Почему мы обречены жить словно на разных планетах?
- Вот это действительно серьезная проблема. Я в прошлом генетик и разницу между полами представляю себе немного глубже, чем человек, не имеющий биологического образования. Разница огромна, она прописана в каждой клетке: другая химия, другие гормоны, другая психика. Но мужчина и женщина друг другу нужны, созданы друг для друга, для любви, для продолжения рода, воспитания детей. Для партнерства в самых разных сферах деятельности. И взаимопонимание при этом необходимо. Этому надо учиться.
- И последний вопрос - "общеполитический". Разделяет ли писательница Улицкая те пессимистические настроения, которые сегодня преобладают в творческих кругах? Мол, все плохо, гайки закручиваются, и пора собирать чемоданы. И нужно ли уезжать из страны, если тебя в ней что-то не устраивает?
- Плохо. Кое-что совсем плохо. Кое-что так плохо, что дальше некуда. Только плохо - всюду. Нет такого острова, обитаемого или необитаемого, где был бы рай на земле. Мир, в котором мы живем, - общежитие. Ехать некуда. Мы уже здесь. Есть разные варианты жизни. Можно строить ее изнутри самого себя. Так, чтобы в твоем доме было хорошо, чтобы с твоими друзьями, с детьми было хорошо. А можно уехать, посмотреть, как живут в других местах, и есть люди, которые нашли свое место в далеких странах. Это и есть свобода - право выбирать себе место жительства. Но времени жизни мы выбирать не можем. Живем в нашем времени, в таком, какое нам досталось, и надо стараться жить достойно. Привет из Москвы. Людмила Улицкая.