Примерное время чтения: 5 минут
115

Усадьбы дней моих суровых

ПО ВЫХОДНЫМ москвичи любят гулять на природе. Семьи, влюбленные парочки, компании друзей растекаются по паркам, скверам и садам. Немало праздного народа вбирают в себя и бывшие подмосковные усадьбы, оказавшиеся в черте города. Из них одни известны и могут конкурировать с Парком им. Горького, Сокольниками, ВДНХ - это Царицыно, Кусково, Останкино, Кузьминки. Имена других затерялись на московских просторах. В них бывают больше жители соседних домов да редкие в наши дни ценители старины.

ИЗ-ЗА того, что все сохранившиеся усадебные строения требуют дорогостоящей реставрации, заговорили о необходимости передавать их в частные руки. Очень сомнительно, что это поможет спасти памятники, но уж точно превратит усадьбы в недоступные территории - надо знать нынешних хозяев. А ведь в досоветской Москве многие частные усадьбы были общедоступны и служили излюбленным местом гулянья москвичей именно благодаря своим владельцам.

В XIX столетии в таком важном занятии, как гулянье, сложился свой распорядок и уклад. Аристократы собирались подышать свежим воздухом на Тверском бульваре. По обеим его сторонам вереницей выстраивались кареты. В иные дни число гуляющих здесь достигало нескольких тысяч. Купцы предпочитали после обеда отдышаться в Кремлевских садах, сюда же со всей Москвы привозили детей с нарядными няньками. В городской черте публика облюбовала сады Александровский, Университетский ботанический (возле ст. метро "Проспект Мира"), Головинский (Лефортовский парк), Дворцовый (в Замоскворечье напротив Кремля), ну и, конечно, "Эрмитаж" с его небывалыми развлечениями. Но неменьшим успехом пользовались и частные владения - например, дача Студенец (то, что от нее осталось, называется Краснопресненским парком). Она была превращена одним из ее хозяев генерал-губернатором Москвы Арсением Закревским в мемориал войны 1812 г. Когда-то популярен был Нескучный сад. Потом в моду вошли Сокольники и Марьина роща, куда в Семик устремлялось столько народа, что даже плиты старинного лютеранского кладбища превращались в столы, а то и в постель для загулявших. Тогдашние новые русские облюбовали для своего общества Петровский парк.

В наследство от Шереметева

НО В СПИСКЕ излюбленных мест для загородных поездок более всего именно частных усадеб. Начало было положено прекрасным персонажем московской истории гостеприимным графом Николаем Шереметевым. На дороге, ведущей в КУСКОВО, им был поставлен столб с надписью, приглашающей всех веселиться в его доме и саду. Число званых гостей Николая Петровича составляло 2 тыс. чел., а вот число гуляющих в Кускове при этом достигало 50 тыс. чел.! Вся дорога от Москвы была забита каретами и колясками. Огромный парк наполнялся затеями: хоры, оркестры, оранжереи, разукрашенные лодки и лучший в Москве театр, ставший свидетелем удивительной любви графа и его крепостной актрисы Параши Жемчуговой.

Другая усадьба Шереметевых - ОСТАНКИНО. В 1792 г. Николай Петрович построил здесь дворец-театр. Именно в останкинском дворце Александр II, гостивший у Шереметевых, подписал проект указа об упразднении крепостного права, видно, потому в советское время там и был устроен музей творчества крепостных. На протяжении XVIII в. усадебный лес превращался в замечательный парк, большую часть которого заняла ВДНХ. На Каменке были устроены 7 прудов, на одном из которых сегодня красуется фонтан "Золотой колос". В XIX в. парк становится местом прогулок горожан. Главным считалось гулянье на Троицын день. Дорога в одну сторону занимала не меньше часа. В путешествие отправлялись на трамвае N 9, который со Сретенки на 1-ю Мещанскую попадал через арку Сухаревой башни, за Виндавским (Рижским) вокзалом трамвайные рельсы уже не были обложены булыжником, а поднимались над землей, как железнодорожные. В Останкино на конечной петле возле пруда путников встречали козы да куры.

Порушенное богатство

К КРУПНЕЙШИМ подмосковным усадьбам относилась и КУЗЬМИНКИ-ВЛАХЕРНСКОЕ. Владельцами были Строгановы, затем Голицыны. Сегодня и представить невозможно былое архитектурное богатство усадьбы. Ее ансамбль складывался на протяжении полутора столетий. Чтобы полюбоваться местными красотами, множество москвичей пускалось в неближний путь. Но особенно много приезжающих было 2 июня, в день иконы Влахернской Божией Матери. (Древний список этой иконы был в усадебном храме.) Разрушение Кузьминок продолжается и сегодня, что составляет разительный контраст с находящимся недалеко благополучным Кусковом.

Рядом с Кузьминками - усадьба ЛЮБЛИНО. Состояние ее вполне обычное, то есть вызывает слезы. К самому усадебному дому подобрались какие-то заборы. На оставшемся от усадьбы огрызке ничего не сохранилось. Хорошо - цел пока дом, имеющий в плане форму креста. Он был сооружен бригадиром Николаем Дурасовым, получившим от императора Павла I орден-крест св. Анны. Время сохранило свидетельство гостеприимства Николая Алексеевича. С. Жихарев в "Дневнике студента" описывает, как он вместе с друзьями хотел расположиться где-нибудь в парке. К ним вышел хозяин и пригласил всю компанию из 12 человек к своему столу. После прекрасного обеда гостей упросили послушать домашних песенников, а во время концерта разносили домашние ликеры. Уехали гости поздно...

По Москве разбросано немало старинных дворянских усадеб. От иных остались одни названия. От иных и названий не осталось. Но людям, небезразличным к московской старине, еще есть что посмотреть (по крайней мере, до очередной приватизации). В МИХАЛКОВЕ можно почувствовать размах и приволье. В ВОРОНЦОВЕ пройтись по остаткам парка и полюбоваться руинами. Во ВЛАДЫКИНЕ пройтись уже негде, но есть часть архитектурного ансамбля. Места других усадеб отмечены сохранившимся или восстановленным храмом. Если вы защищены от уныния способностью домыслить, пофантазировать, да к тому же вам не лень заглянуть в путеводитель, то вас еще ждут Братцево, Покровское-Стрешнево, Кунцево, Узкое, Троицкое-Лыково, Петровское-Разумовское, Черемушки и другие призраки прекрасной эпохи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно