В одном километре от Кремля в большом и красивом парке рядом с Центральным домом художника вот уже несколько дней слышен шум электроинструментов, стучат молотки. Но это не строители трудятся над возведением дома, это скульпторы корпят над своими работами для парка искусств "Музеон". Бессменный директор Михаил ПУКЕМО рассказывает, как 12 лет назад придумал и создал парк на пустом месте... в 20 га.
- ТОГДА площадь за Центральным домом художника называлась "помойкой", да и была ею на самом деле. А редкие кусты с трудом скрывали тусовки алкоголиков, наркоманов и других "личностей". Но у нас получилось выгнать их оттуда. Теперь здесь гуляют москвичи с детьми, слушают музыку. На вернисаже художники продают свои картины. В парке постоянно проходят концерты, известные актеры участвуют в спектаклях и авторских программах. Наша гордость - выставка декоративных растений для приусадебных участков, во время работы которой прямо на месте можно получить консультацию ландшафтного дизайнера. В экспозиции есть, например, кусочек девственного леса и поля. И посетители нередко спрашивают: откуда в парке взялся такой неухоженный угол? Дело в том, что сейчас в ландшафтном дизайне самый модный вид организации пространства - полудикий лес. Образец такой садовой архитектуры скоро появится на этом месте. Но самое главное достояние парка - экспозиция скульптурных произведений различных авторов под открытым небом.
- Каким образом вам удается пополнять коллекцию скульптур, ведь каждая стоит по нескольку тысяч долларов?
- С самого начала я понимал, что в этом деле городской бюджет нам не помощник. Поэтому появилась идея провести в Москве скульптурный симпозиум - то есть собрать скульпторов, обеспечить их всем необходимым для творчества, а затем предложить парк в качестве выставочной площадки. Это будет вдвойне интересно: посетители смогут не только насладиться результатами работы мастеров, но и понаблюдать за самим творческим процессом. В 1995 г. прошел первый симпозиум по работе с деревом (10 скульптур того времени до сих пор "живут" в "Музеоне"), а сейчас в самом разгаре десятая встреча мастеров-профессионалов и их учеников, работающих по камню. Пока, как вы уже успели заметить, идет начальный этап работы - скульпторы обтачивают камни. Но уже через несколько дней начнется настоящее творчество.
- Говорят, что в парк лучше заходить со стороны памятника Петру I, отсюда не видны советские скульптуры.
- Я считаю, что свою историю нужно уважать. И мимо этих скульптур, как и мимо своего прошлого, проходить нельзя. Мы сделали все для того, чтобы эта часть парка выглядела как целостный комплекс, а не как отдельные скульптуры, свезенные в одно место. Четыре Ленина и два Брежнева стоят перед железным знаком "СССР - оплот мира". В центре - памятник Сталину, который когда-то украшал один из шлюзов Канала им. Москвы. Его мы восстанавливали сами (у скульптуры были отбиты ноги, которые сейчас закреплены при помощи внутренних титановых конструкций). К сожалению, практически сразу после того, как памятник попал к нам, вандалы отбили ему нос и часть усов, утащив кусочки с собой на память. Но лицо вождя мы скоро сделаем красивым. Вокруг Сталина - несколько скульптур, обнаруженных случайно в городе Троицке. Они были полузакопаны в землю, мы их достали и привезли в Москву.
- Я обратила внимание на то, что некоторые советские скульптуры в жутком состоянии. У пьедестала памятника Дзержинскому оторван лавровый венок, Свердлов частично разрисован вандалами, у Калинина нос испачкан краской и на тумбе можно прочитать написанное белой краской слово "чмо". Быть может, их тоже нужно привести в порядок?
- Мы сознательно оставили скульптуры в том состоянии, в котором они к нам поступили. Надписи, отбитые куски, отколотые части - все это показывает отношение нынешней эпохи к кумирам прошлого. Но эти скульптуры нужно воспринимать не как политику, а как искусство. Ведь все они на самом деле вневременные произведения гениальных мастеров. Например, Железный Феликс Вучетича. Вучетич и архитектор Захаров очень верно все рассчитали: высокая скульптура, как иголочка, организовывала центр большой круглой площади, обрамленной грядой зданий. Но сегодня место памятника - в парке искусств. Кстати, когда Дзержинского привезли в 1991 г. в парк, его положили на землю лицом вниз. Тогда "Музеон" существовал еще только как проект. Расписываться за него было некому. Пришлось мне. Вот и получается, что сейчас я лично являюсь "балансодержателем" опального памятника Дзержинскому.
- Ирония в том, что безбожные кумиры прошлого нашли приют в месте, со всех сторон окруженном церквями.
- Парк действительно окружают церкви: храм Христа Спасителя, храм Николы в Голутвино, церковь Святого Марона, храм Иоанна Воина на Якиманке, храм в Хамовниках и три церквушки на набережной. Люди специально приходят сюда по большим церковным праздникам, чтобы послушать удивительный перезвон, когда мощные удары колоколов перекатываются от одной церкви к другой... Если бы у "Музеона" были деньги, парк искусств был бы еще интереснее, чем сегодня. У меня готов проект "Музеон-центра", где нашлось бы место и зимнему саду, где в любое время года можно полюбоваться зелеными растениями, и смотровой площадке (как-никак центр Москвы), и выставочным комплексам. Но наша территория - лакомый кусок земли. И теперь каждый хочет откусить от него. За 12 лет на нашу территорию было более 20 посягательств! То парк хотят пустить под элитное жилье, то под коттеджную застройку, кто-то хочет подземную парковку, кто-то хочет на нашей территории открыть школу. Но несмотря ни на что парк жив...