Согласно планам московских властей, в столице в скором времени будет установлено сразу несколько памятников.
ТАК, поэт Янка Купала "пропишется" на Кутузовском проспекте. Найдут, где "встать", меценат Бахрушин и частный антрепренёр Корш, филолог Даль... Монументы множатся как грибы: ежегодно в столице появляется от 50 до 80 новых памятников! И, за редким исключением, они оказываются скучными - образца "мужик в пальто".
Мраморные грибы
КАЖДЫЙ европейский город старается украсить себя запоминающейся скульптурой. Такой, которая не ошарашивает масштабом, а придаёт улицам неповторимый уют и шарм. Вы обязательно найдёте монумент, у которого принято загадывать желание, поэтому стёрты до белизны грудь у фигурки Джульетты в Вероне или ухо осла в Бремене. Такие милые персонажи создают настроение, с ними, расположенными в пешеходных зонах, туристы любят фотографироваться. Но и жители воспринимают их как часть своей биографии. Например, в Брюсселе и Стокгольме есть бронзовые мальчики, которых горожане ежедневно (!) переодевают, вяжут им шапки.
А что имеем мы? Кто сможет связать берет Ленину на Калужской площади или Достоевскому на Воздвиженке? Может, поэтому у москвичей и нет традиции загадывать желания, мы не ощущаем волшебства городских улочек. Хорошо, что хоть коммерсанты оценили потребность в неидеологической скульптуре, поставив забавные монументы Ходже Насреддину, Вороне и Лисице. А как же официальные творцы?
Механизм появления памятников в столице прост. Их по списку заявок утверждает комиссия МГД по монументальному искусству. Мимо комиссии идут монументы, которые дарят городу. И Москва по политическим соображениям вынуждена ставить у себя бесчисленное количество "неместных" персонажей. Отказаться от дара мы не можем. Более того, "расходы по монтажу и дальнейшему уходу за монументом и прилегающей территорией ложатся на городской бюджет, - говорят члены комиссии. - Зачастую дарители возлагают также на столицу обязанность отлить ту или иную скульптуру-дар, передавая лишь её уменьшенный макет". Но почему налогоплательщики должны раскошеливаться на ненужные им памятники?
Прописные истины
ПАМЯТНИКИ должны в первую очередь служить украшением города. Казалось бы, эта истина понятна не только скульпторам, но и чиновникам. Ведь если устанавливать монументы без разбора всем и везде, то через десяток лет мы погрязнем в бесконечных бюстах и постаментах. А с сегодняшним пристрастием скульпторов к изображению великих личностей начнут появляться и прижизненные монументы. Так, например, проект памятника Юрию Лужкову отклонила комиссия, но ведь он же был! Стоит ли вообще сооружать памятники современникам? Ведь объективно оценить вклад их в историю города можно только через много лет. Уж лучше сосредоточиться на нейтральных изображениях - добрых и смешных, вызывающих положительные эмоции. Или уделить внимание безобидным литературным персонажам. Москве давно пора стать городом не противоречий и противоборства, а одной из спокойных, размеренных европейских столиц. В чём и могут помочь образцы "малой скульптуры". Жаль, что этого до сих пор не поняли власти предержащие. А может быть, и не хотят понимать: ведь политизированный город - инструмент для манипуляций в их руках.
Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:
- ПРОБЛЕМА нашего городского сообщества в том, что памятники воспринимаются как нечто мемориальное и идеологическое. Такие понятия достались нам в наследство от советской империи. Поэтому у нас практически нет пластических, красивых, приятных для глаза образцов абстрактного плана, позитивных изображений, может быть, мультяшных или сказочных героев. Абсолютная серьёзность по отношению к изваяниям играет с нами злую шутку. Мы забываем, что задачи городской скульптуры - не ссорить (к примеру, памятник Дзержинскому, вокруг которого ведутся дискуссии), а объединять, заставлять задуматься, вызывать улыбку. Хороший пример - памятник Юрию Никулину перед цирком на Цветном бульваре. Типичная городская скульптура. Без постамента, к ней можно подойти, обняться, сфотографироваться, сесть в машину. Это демонстрирует доверие к людям - и они оправдывают его, ведь до сих пор ничего не было сломано. Сегодня же, кроме серьёзных мужчин, которые стоят или сидят на постаменте, практически ничего нет.
Нина МОЛЕВА, депутат МГД:
- ПО ЛОГИКЕ, место установки памятника должно тщательно подбираться с точки зрения архитектуры города и уже имеющихся монументов. Теоретически эта обязанность возложена на Москомархитектуру. Фактически же скульпторы и дарители могут в директивном порядке указать место, где хотят видеть своё произведение. Например, памятник Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре. Я предлагала создать аллею литераторов на Воробьёвых горах, но посольство Казахстана настояло на своём. На Гоголевском бульваре утверждается памятник Шолохову, который должен занять треть длины всего бульвара! Его пытались поставить в других местах, но районы сумели отбиться. Тогда нашли Гоголевский бульвар, мотивируя тем, что в квартире одного из соседних домов несколько месяцев жил Шолохов. Но, например, дом, возле которого будет стоять памятник, - единственное место в столице, где жил Тургенев! Установка композиции с примусом на Патриарших была запрещена благодаря вмешательству прокуратуры. А ведь тогда выбрали место возле Андреевского монастыря - что неэтично! Хорошо, московские речники заявили, что "примус" помешает движению судов по реке.