ПРОФЕССОР, историк моды, художник-декоратор Александр ВАСИЛЬЕВ в течение 7 лет собирал материалы, по крупицам выуживая информацию из воспоминаний дипломатов, дневников русских эмигрантов, архивов западных домов моды и отечественных швейных фабрик. В результате получилась книга "Русская мода. 150 лет в фотографиях". Многие думали, что моды, как и секса, в Советском Союзе не было. Васильев доказал: мода и в дореволюционной России, и в СССР существовала, переживала взлеты и падения, порой шокировала, иногда - смешила.
А сто лет назад Москва и Санкт-Петербург могли претендовать на звание модной столицы мира.
- БЕЗУСЛОВНО, не одно столетие Париж задавал тон в женских нарядах, так же как Лондон диктовал законы мужской моды. Но, к гордости россиян, скажу: первый русский Дом высокой моды Огуста Бризака был основан в Санкт-Петербурге в 1855 г. Не обходили своим вниманием французские модельеры и Москву. В 1911 году здесь устроил показ Поль Пуаре - один из столпов французской моды того времени. Правда, следующее модное дефиле западного дизайнера состоялось лишь в 1959 г. Кристиан Диор провел в столице 10 показов. В первом ряду сидели Сергей Образцов и Элина Быстрицкая.
Могильщики социализма
КСТАТИ, не радиостанция "Свобода", не труды Солженицына, не "Доктор Живаго" подорвали в советском человеке веру в победу коммунизма. Это сделали мини-юбка, югославские сапоги, корейские парики и американские джинсы. Советская пропаганда была основана на утверждении, что образ жизни советского человека моральнее, лучше, удобнее, чем на Западе. Мы были уверены, что живем в самой лучшей стране с товарами самого лучшего качества. А товары, хоть и с трудом, но все же проникавшие с Запада, показывали, что там и качество выше, и вообще все гораздо более модное, современное.
В связи с созданием нового большевистского государства перед художниками и модельерами правительство поставило задачу: сделать одежду-униформу для каждого советского человека. Чтобы она отличала его от граждан буржуазных стран. Такие разработки были сделаны: для женщин - юбка без складки и жакет, для мужчин - простая рубашка и брюки синего цвета. И только отсутствие достаточного количества ткани на складах избавило нас от этого ужаса.
Чтобы держать вопросы моды под своим контролем, советское правительство создавало централизованные государственные дома моды. Первый московский Дом моды - "Мосбельё" - был создан в начале 30-х гг. на Сретенке. Самым знаменитым стал ОДМО на Кузнецком Мосту. К концу славной эпохи в СССР насчитывалось более 60 государственных домов моделей, которые руководствовались директивами, присланными из Москвы под грифом "Для служебного пользования". Это были небольшие брошюрки без рисунков и фотографий. Главное требование - чтобы мода не слишком менялась по сравнению с предыдущим сезоном. Советские фабрики были очень неповоротливые, и переделка фасона, длины или ширины вещей шла очень трудно. На Западе, если нет изменений фасона, значит, нет продаж. У нас же главным было выполнение плана. А это разные вещи.
Не имея доступа к мануфактуре (так тогда называлась ткань), не имея возможности заказывать одежду у портних (как это часто делали дамы в дореволюционной России), советские женщины вынуждены были обходиться самыми простыми вещами. Сложился даже определенный советский стиль: например, белая одежда летом (эта традиция на Западе не привилась), обувь без каблуков, беретки, зимой - темные пальто, стеганные на вате, с простым цигейковым воротником. Но при этом модном "безрыбье" появлялись какие-то совершенно фантастические вещи. К примеру, общество "Долой стыд". Люди без одежды и предрассудков ходили в рестораны, в кино, садились в трамвай. И только изменение климата осенью заставило их одеться. Или еще один факт: в эпоху сталинских репрессий в столице стали появляться первые косметические салоны. И мадам Жемчужина, жена Молотова, будучи директором Главка косметики (!), предлагала ввести в этих салонах только американские машины, кремы и косметические средства.
Стереотипы
ЖЕНЩИНЫ и мужчины по-прежнему хотят нравиться. Поэтому женщины в российских городах сегодня так охотно обнажают пупки, носят трусики-стринги, глубокие декольте, отращивают длинные волосы и красятся в блондинок. Часто они напоминают героинь эротических новелл, а не честных гражданок свободного государства. Русские стали любимыми клиентами западных домов моды. Бутики Диора, Шанели и пр. открываются в Москве. Столица - чудный рынок сбыта. Русский человек в душе своей религиозен. Наша религиозность заключается в нашем законопослушании. И любой закон моды каждая русская модница воспринимает буквально. Если какой-нибудь глянцевый журнал опубликовал фотографию девушки именно в такой куртке, джинсах или кепке, клиентка понимает, что без этих вещей ее жизнь будет неполной, и тут же покупает их. Так что, если судить по количеству покупаемой одежды самых известных дизайнеров, Москва сегодня - одна из основных точек моды на планете. Москвички одеваются моднее, чем их сверстницы в других странах. Но у западных женщин больше вкуса, больше персонального подхода к моде. В Москве же господствуют стереотипы. Если у вас нет голого пупка, длинных волос, высоченных каблуков и закругленного носа на обуви, вы совершенно выпадаете из общего контекста. А быть в контексте очень важно для московских модниц.
Смотрите также: