У одного умного человека (имени, к сожалению, не помню) я прочитал, что российская архитектура существует в условиях прерванной традиции. В 1920-е гг. в Москве ничего толком не построили: конструктивизм по большей части был художественным занятием, а не строительным. Потом наступила эпоха помпезной сталинской архитектуры. Сталинские дома и сегодня - признак если не благополучия тех, кто в них живет, то некой особенности точно. Хрущевские убогие домишки и назвать-то произведениями архитектурной мысли нельзя. Чего-чего, а мысли в них не было никакой... Но это дело прошлое. А кто сейчас придумывает жилые дома? Может быть, это коллективный разум городской власти?
П. Р е п н о в
СЕГОДНЯ у столичных жилых домов есть авторы. Иногда, правда, так не кажется: уж больно здания одинаково скучные, унылые и однообразные. Представляя современных архитекторов, известных и маститых, обладателей титулов и высоких постов в городской власти, мы постарались показать РАЗНУЮ Москву: от типовой до эксклюзивной.
Юрий ГРИГОРЬЕВ (1) - директор Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования, первый зам. главного архитектора Москвы. Он считает, что "городская среда должна быть гуманной, удобной для жизни и красивой". Ему город обязан современными типовыми домами. Строить по 3,5 - 4 млн. м2 каждый год можно только индустриальными методами. Вот возглавляемый им институт и старается, чтобы при массовом строительстве здания все же отличались друг от друга этажностью, цветом, количеством подъездов. Теперь во многих домах, построенных по проектам Григорьева, есть вестибюли, место для вахтера, устройства для инвалидов. Появились эркеры и застекленные лоджии, считавшиеся еще недавно признаками элитного жилья. На примере Марьинского парка (см. фото), Южного Бутова и Жулебина видно, что и типовое жилье может быть разнообразным с архитектурной точки зрения.
Алексей ВОРОНЦОВ (2) - закончил МАрхИ, в 1992 г. вместе с Никитой Бирюковым и Павлом Андреевым создал архитектурное бюро "Группа АБВ", на счету которого уже порядка 30 построек. Руководит Главным архитектурно-планировочным управлением Москвы (ГлавАПУ). Любит говорить, что "архитектура, как и политика - это искусство возможного". На его счету реконструкция Павелецкого вокзала, появление на Никольской улице торгового центра "Наутилус" и здания на Цветном бульваре (см. фото). Кроме того, благодаря ему в городе выросли высотные жилые комплексы на Мосфильмовской. Многие архитектурные критики находят их безликими и псевдоэлитными. Но это не мешает им размножаться в столице.
Александр СКОКАН (3) - возглавляет архитектурное бюро "Остоженка", первой работой которого была реконструкция микрорайона "Остоженка". Недвижимость здесь - самая дорогая в Москве (см. фото). Скокан считает, что "архитектура сегодня превращается в исполнительницу воли риелторов". Городская среда постепенно, но, увы, неуклонно превращается в место, которое должно быть благоприятно не для человека, а для недвижимости. Архитектор понимает, о чем говорит, ведь Остоженку называют столичной золотой милей.
Сергей ТКАЧЕНКО (4) - изобрел свой фирменный архитектурный прием: "Старое здание лишь обозначается, а за ним вырастает значительный по объему новый дом". Круче всех его ярко-желтый "Патриарх" на Малой Бронной и красный дом "Яйцо" на улице Машкова. "Патриарх" - диковат, выглядит скорее шедевром кондитерского искусства, чем архитектуры. Сверху его припекло солнце, он отчасти потерял форму, отчего выглядит слегка приплюснутым. Но это не мешает квартирам в нем (как и квартирам почти во всех домах этого архитектора) стоить неприлично дорого. Что же касается "Яйца", то ничего подобного в Москве не было и больше не будет. Дом можно считать эпатажем, провокацией, издевкой. Можно говорить о расширении границ архитектуры. Можно видеть в нем скромный по размерам (общая площадь 320 м2), припрятанный в тени большого дома сувенир. При всем при этом - нормальный дом из кирпича и с медной крышей. Для одной "обычной" московской семьи.
Смотрите также: