В ЗДАНИИ Манежа работа кипит днем и ночью. Рабочие гроздьями "свисают" с лесов снаружи здания. Их много и внутри: снуют между колонн с тележками, скрываясь в подвале. Тысяча разных специалистов похожа на муравьев, покрывающих выставочный зал по периметру. Кажется, что внутри Манежа снимают фильм про египетские пирамиды или какое другое выдающееся историческое строительство: пустое здание выглядит таким огромным! И только современная одежда рабочих выдает наше время. До сдачи выставочного зала остается порядка 70 дней.
Нужна ли спешка?
КОГДА Манеж только сгорел, говорили, что восстановить его можно к Дню города-2004. Потом подумали и решили, что лучше к Новому году. С началом работ обозначились более реальные сроки - открытие намечено на 18 апреля. К тому же, если вдруг строители не успеют к первому Дню исторического и культурного наследия Москвы (каким является 18 апреля), можно завершить работы и ко второй аналогичной дате, месяцем позже. Это не значит, что процесс уже затягивается. Но объективные предпосылки к этому все же есть. Все отделочные фасадные работы, к которым уже приступили, можно проводить лишь при температуре воздуха не ниже +10°. Какая погода на улице, можно не рассказывать.
Внутри здания проблемы тоже есть. После пожара необходимо было частично заменить кирпичную кладку. Когда к работам приступили, стало понятно, что менять нужно гораздо больше кирпичей, чем планировали сначала, поэтому работы ведутся до сих пор. Генподрядчик по реставрации пытался привлечь дополнительных специалистов. Но рассказывают, что "группу поддержки" не пустили на стройку: пропуска были оформлены ненадлежащим образом. К слову, представители миграционной службы проверили документы всех строителей, допущенных к процессу восстановления Манежа. Нарушения были, но на сегодняшний день все в порядке.
Не обходится и без открытий. Известно, что Манеж отапливался печами: огромных, под самый потолок, было 8, и еще 20 малых. Так вот, в процессе реставрации нашли все дымоходы со следами сажи. Понятно, что теперь печи не нужны. Но решено восстановить условные объемы 4 из них, чтобы спрятать там вентиляционное оборудование и часть коммуникаций.
Хоть выставки, хоть танцы
КОГДА-ТО в Манеже маршировал "целый комплектный батальон" Александра I, празднуя 5-летие победы над Наполеоном. Здесь же 50 годами позже дирижировал оркестром и хором в 500 человек Гектор Берлиоз, когда гастролировал в Москве. Отсюда же в последний путь провожали Александра III. В советское время там ругался на художников Никита Хрущев. Что же будет в новом здании? Как утверждают архитекторы, здесь можно устраивать что угодно: выставки, балы, можно залить каток или, засыпав пол песком, гарцевать на лошадях. Теперь, когда в здании нет перегородок, на стенах которых художники развешивали свои картины, зал выглядит очень торжественным. В подземном уровне со стороны Манежной площади разместят вестибюли, гардеробы, санузлы. С противоположной стороны (с Сапожковской площади, где расположены кассы Кремля) оборудуют складские помещения, грузовые лифты и инженерно-технический блок. А между ними будет еще один выставочный зал, экспозиция археологических находок. Весь нижний уровень заглублен на 6,6 метра до основания фундамента. Это позволило укрепить несущие стены. Что касается подземных парковок (из-за них шли особенно жесткие споры с Обществом охраны памятников), то их не будет.
Строители шутят, что даже на время реконструкции Манеж не остался без работы. Там в последнее время проходила выставка... потолков. Одно время фермы Бетанкура хотели закрыть (как было до пожара). Для этого были отобраны и подвешены на обозрение 9 различных вариантов потолка. Ждали решения мэра. И он его недавно принял: фермы Бетанкура нужно как следует подсветить. 1400 ламп, наверное, хватит. Красоту должны видеть все. Кстати, мнения мэра спрашивали по любому поводу: от того, каким восстанавливать Манеж (каким он был накануне пожара или при Осипе Бове) до цвета фасада. Выставочный зал цвета топленого молока будет выглядеть как во времена Бове. Непосредственную помощь в этом оказал и генерал-инженер... Бетанкур. Автор уникального перекрытия в свое время составил и отпечатал небольшим тиражом альбом, в котором раскрыл секреты работы, сопроводив текст чертежами и рисунками.
Пожара не будет
САМЫМ важным остается вопрос пожарной безопасности. В Манеже система пожаротушения будет самая современная, с внутренним противопожарным водопроводом и автоматической системой пожарной сигнализации (фермы обработаны специальным составом.) Говорят, что и старая система пожаротушения была неплохая. Подвело другое. На уникальных объектах должна существовать пожарная охрана. И она в выставочном зале была. Правда, года за 4 до пожара ее ликвидировали. За что и поплатились. Ведь самое главное - возгорание вовремя обнаружить. Если сигнализация не сработала, нет сотрудников, которые могли бы воспользоваться первичными средствами тушения, пламя займется быстро и распространится без препятствий. И чем больше площадь здания, тем быстрее оно сгорит. Манеж и сгорел.
Теперь вот его восстанавливают. На сегодняшний день на это потрачено порядка 650 млн. руб., что составляет чуть больше половины от требуемой на все работы суммы. Хватит ли денег? Хоть возрождение Манежа из пепла и происходит за счет городского бюджета, но он же не бездонный. Видимо, на чем-то придется сэкономить...