Подземные переходы - это те же улицы и бульвары, только оказавшиеся ниже уровня земли. Но почему в Москве они так невзрачно выглядят? Их плохо строят и плохо эксплуатируют.
ВСЕ столичные переходы делятся между Московским метрополитеном и ГУП "Гормост". Средства на их содержание и ремонтные работы поступают из городского бюджета. Сколько? Этого нам никто не сказал: закрытая информация. Известно только, что за 2003 и 2004 гг. на подземные "улицы" потратили в 2-2,5 раза средств больше, чем за предыдущие годы. Но и на глаз можно оценить затраты: как правило, на стены кладут отечественную керамическую плитку, наподобие той, что раньше использовалась в ванных комнатах, по 170 руб. за 1м2. А годовая стоимость содержания 1м2 подземного перехода обходится городу всего лишь от 30 до 70 руб. При том, что сегодня на рынке существует масса предложений как по стоимости, так и по качеству материалов. Тем не менее власти предпочитают отговариваться: мол, все равно сломают, а значит, и нечего большие деньги вкладывать.
Дешевка, она и есть дешевка: плитки быстро отлетают, ступеньки скользкие, свет тусклый
НАДО сказать, что и во многих европейских столицах подземные переходы не являют собой образец аккуратности и архитектурной изысканности. Но все же в центре городов стараются их внешний вид блюсти. Торговых павильонов практически нет, только если место позволяет (под какой-нибудь площадью), могут быть подземные магазины и кафе. А так стены, например, украшают красивые витрины универмагов, расположенных рядом на поверхности. Кстати, и в Москве есть подобный позитивный опыт - подземный переход с Моховой, который ведет к Александровскому саду. Здесь и приличная светлая плитка, и плафоны целы. Но самое интересное - прозрачная стена боулинг-клуба. Очень интересно наблюдать, как работают механизмы, расставляя кегли. Была еще одна попытка украсить "подземные улицы": так, на Пушкинской площади над ступеньками разместили красивые мозаичные панно. Но таких примеров - единицы! Другие переходы ассоциируются в основном с привокзальными туалетами: запах соответствующий.
Видимо, потому, что переходы финансируются по остаточному принципу, они малоудобны. Помнится, даже Юрий Лужков сетовал, что ступеньки в зимний период такие скользкие, и пообещал, что новые переходы будут строиться с подогревом ступенек, а старые - переоборудуют. Но вот и сезон зимний завершился, но что-то не видно, чтобы ступеньки перекладывали. Не приспособлены переходы и для инвалидов. Пандусы встречаются не везде.
Чем "центрее" переход, тем больше в нем лавочников, бомжей и попрошаек
В ЦЕНТРЕ Москвы что ни переход, то настоящее столпотворение из продавцов, бомжей и попрошаек. Идешь зажатый со всех сторон, еле протискиваешься (фото 1). Например, выход к Госдуме со станции метро "Охотный Ряд". Здесь под музыку из палатки постоянно приплясывают бомжи, сквозь толпу "отдыхающих" с пивом пробраться крайне проблематично, учитывая, что сам переход и без того узкий. Или выход в город со станций метро "Пушкинская" и "Тверская". Его оккупировали "ночные бабочки". Вечером тебя хватают за рукав и шепчут: "Оттянуться с девочками не желаете?" А вдоль всего перехода (в сторону памятника Пушкину) тянется "пестрая лента" торговых палаток. И это несмотря на то, что здесь был взрыв, несмотря на то, что власти давно объявляли о своих намерениях их ликвидировать. Торговля - это бич столичных переходов. Построенные еще в советское время, они не предусматривали, что кроме пешеходов здесь разместятся торговые палатки. Ларьки лепятся к стенам, съедая объем. Поэтому под землей такая теснотища. Власти решительно вывели торговлю из метро. Но дело до конца не довели - не убрали палатки и из подземных переходов!
Может быть, москвичам не доверяют и поэтому не хотят тратить деньги на приличные переходы? Например, у станции метро "Тульская" (фото 2) построили новый подземный переход. Стены отделали алюминием, поставили новые светильники. Прошло немного времени, как настенные панели вырвали с корнем, а от светильников осталось одно название. Да, вандалы тоже живут в нашем городе. И от них достаточно много бед. Но ведь город научился справляться с этой проблемой. Смогли же, например, "отпугнуть" хулиганов от телефонных будок, когда отказались от стеклянных конструкций и оставили только железные навесы над таксофоном. А сами таксофоны сделали кнопочными. Или, скажем, в Москве устанавливают лифты, в которых больше нет пластмассовых кнопок, а стены сделаны из негорящего материала. Так почему бы из тех же антивандальных материалов не сделать и подземные переходы?
К сожалению, видимо, у городских властей другая арифметика. Приличные деньги вкладываются только в то, что можно потом продать по несколько тыс. долл. за 1 м2. А в каких условиях мы будем переходить дорогу под землей, это не важно. Там ведь простые москвичи ходят. Чиновники туда заглядывают разве что на торжественное открытие...
Смотрите также: