Примерное время чтения: 5 минут
220

Долгая дорога: река - хлор - кран - чайник

Москвичи по-прежнему предпочитают пить воду из-под крана, пусть и кипяченую. При том что жидкость эта обильно обработана хлоркой.

МЕДИКИ предупреждают: повышенные дозы хлора вызывают аллергию. По данным ученых из НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, каждая пятая проба прошедшей очистку воды у нас не соответствует стандартам качества.

"У хлора как очистителя воды есть два серьезных недостатка, - говорит доктор химических наук Юрий Ямпольский. - Первый - хлор недостаточно активен и неспособен эффективно уничтожать все вирусы и бактерии. Второй выявился сравнительно недавно, когда человечество осознало, что такое диоксин. Если хлором обрабатывать природную или сточную воду, возникает эффект вторичного загрязнения. Попадая в почву, продукты хлорирования, выведенные из воды, запускают сложный цикл реакций, в результате которых появляется в том числе и диоксин. Даже ничтожные его количества чрезвычайно вредны. Поэтому альтернатива хлорированию необходима. И это давно осознали в развитых странах".

Из одной трубы пьем и моемся

МОСКВА - единственный в мире мегаполис, который не использует для своих нужд артезианские скважины и предпочитает обрабатывать и пить поверхностные воды. Вопрос о снабжении города подземными водами поднимался после чернобыльской аварии (возникла угроза радиоактивного заражения водохранилищ), но проект до реализации не довели.

Прежде чем попасть в квартиры, вода проходит несколько ступеней очистки на предприятиях "Мосводоканала". Сначала из нее удаляют мусор и крупные примеси, затем обеззараживают, отстаивают, очищают песком и углем и, наконец, хлорируют. Некоторые стадии используют в экстренных случаях (при авариях или половодье) - например, обработку углем, который достаточно дорог. Ведь именно дешевизна - главное достоинство технологии. Но поверхностные воды подвержены техногенным авариям, которые могут случиться в любой момент. К тому же госконтроль за состоянием водоемов ослаблен, поэтому специалисты, производящие очистку воды, для подстраховки используют повышенные дозы химикатов. Хотя у нас в стране нормативы по хлорированию и без того запредельные. На 1 литр воды задействуют 200 мкг хлора, в то время как в Европе этот показатель колеблется от 60 до 80 мкг, в Германии вообще снижен до 10 мкг.

Наконец, на одной водопроводной трубе "сидят" и жилой сектор, и все предприятия, будь то заводы, рестораны, магазины. И в быту мы используем одну и ту же воду - ее и в чайник наливаем, и нечистоты за собой смываем. В итоге Москва оказывается рекордсменом среди мегаполисов мира и по расточительности. На одного горожанина в среднем приходится 384 литра воды в сутки. Мировой стандарт составляет всего 120 литров.

Ударим ультразвуком или озоном

ПРИ таких темпах потребления через несколько десятилетий столичная система водоснабжения будет не в состоянии удовлетворить запросы города. Допустим, после установки счетчиков учета поквартирно расход воды уменьшится, москвичи научатся ее экономить. Но как быть с качеством? Можно ли добиться, чтобы горожане без боязни за свое здоровье пили воду из-под крана, как это делают, например, в Хорватии или Австрии? Понятно, что альтернативный водопровод, забирающий воду с артезианского уровня, построить дорого, хотя можно было бы довести до ума идею комбинированного водопровода - ту, самую, что родилась после чернобыльской аварии. Но ведь можно заменить саму технологию. Весь цивилизованный мир сейчас переходит на очистку воды озоном. Технология старая, имеет ряд трудностей, но последние научные разработки помогают их преодолеть.

"Озон дорог в производстве и плохо растворяется в воде, теряется 20% газа, - говорит Юрий Ямпольский, руководитель лаборатории Института нефтехимического синтеза РАН. - Поэтому требуется создать конструкцию системы озонирования, где потери озона были бы минимальны. Для этого надо уменьшить пузырьки подаваемого в воду озона до размера молекул и обеспечить хорошее перемешивание. Нам удалось найти полимерный материал, который удовлетворяет всем требованиям и при этом сам выдерживает действие озона, быстро разлагающего другие полимеры. Потери озона на такой установке могут быть сведены до нуля, есть опытный образец. Осталось добиться внедрения". Озон хорош тем, что этот сильнейший окислитель разлагает любые загрязнения - фенол, микробы, бактерии - до банального углекислого газа. При грамотной организации (например, использовании на определенных стадиях более дешевого кислорода) можно добиться того, что потребитель действительно будет получать готовую питьевую воду, а не напичканный химикатами коктейль.

Впрочем, есть и другие перспективные очистители воды. Скажем, ультразвук. "Он так же, как и озон, способен разрушить любые загрязнения, - говорит Олег Абрамов, представляющий научный центр "Новые материалы и технологии", - либо ускорить процессы очистки. В идеале необходима такая технология, где сочетались бы и озонирование, и очистка кислородом, и применение ультразвука. Тогда ее стоимость можно значительно снизить".

А пока - хотя бы не экономьте на фильтрах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно