Мы с бывшим мужем - собственники квартиры, которая разделена между нами в долях. Он угрожает, что продаст свою часть кавказцам, которые подселятся ко мне всем аулом, либо будет жить в одной из комнат вместе с любовницей. Он трясет новым Жилищным кодексом и говорит, что имеет на это полное право. Неужели правда?
С. К а р а к о в с к а я
УВЫ, правда. Более того, на свою площадь ваш муж имеет право прописать бессчетное количество людей. Санитарные нормы, которые могли бы ограничить число зарегистрированных на 1 м2, только обсуждаются. Были случаи, когда на маленьком кусочке жилья регистрировали более 100 чел.! И это еще не самая чудовищная страшилка, которую сделал реальностью новый Жилищный кодекс РФ.
В адрес "АиФ-Москвы" приходит множество писем, описывающих жизненные ситуации, в которых один из членов распавшейся семьи оказывается бесправным либо на практике не может защитить свои права. Например, О. Александрова пишет: "Мой отец является собственником двух квартир. В одной из них, кооперативной, прописаны мы с мамой. Он хочет нас выписать. Что делать?" Несобственники проживают в квартире по милости ее владельцев. Нарушение личных отношений превращает бывших родственников в лучшем случае в приживалов. В худшем - в бомжей. Жилищный кодекс позволяет оспорить подобное выселение в судебном порядке. В некоторых случаях это осуществимо. Например, если муж выселяет бывшую жену с несовершеннолетним ребенком, суд может обязать сильную половину распавшейся семьи позаботиться о своем чаде и купить жене и ребенку жилье по соцнорме. Также в законодательстве особо оговорено, что право на площадь имеют жители квартиры, не участвовавшие в приватизации по собственному желанию. Если муж и жена получали жилье вместе, но приватизировали его на одного члена семьи, на такую квартиру в случае развода имеют право оба супруга.
Но ситуация может оказаться более запутанной - и выиграть суд у бывших родственников будет нереально. Например, супруги прожили вместе более 20 лет, дети совершеннолетние, муж оформил квартиру в ЖСК (то есть формально денежное участие жены в возведении совместного дома доказать невозможно) и оформил ее в собственность. Жена и дети после развода - на улице? "В законе есть много таких ловушек, - комментирует Геннадий Лобок, председатель Комиссии Мосгордумы по жилищной политике. - И сейчас возникает вал проблем, связанных с жильем и семейными отношениями. Но Мосгордума в данном случае бессильна. Городские законы не могут ввести новые меры в Гражданский или Жилищный кодекс. Москвичи должны обращаться с подобными вопросами в суд. Таким образом, с одной стороны, будет решена их личная проблема, с другой - наработается судебная практика, которая в будущем поможет внести грамотные поправки в федеральное законодательство".
Легко сказать: обращайтесь в суд. На деле это сложно, дорого и хлопотно, а толку приносит мало. Как известно, суды первых инстанций часто допускают ошибки, особенно при трактовке новых законов. "Маленькая оплошность" может навсегда лишить человека квартиры - следовательно, нормальных условий существования! Еще один вариант - обратиться в Конституционный суд, чтобы развенчать несправедливый по сути закон. У жалобщиков есть шанс на успех. По этому пути уже значительно продвинулись граждане, возмущавшиеся другой нормой Жилищного кодекса, - те, кто получил квартиру после 1 марта 2005 г. и не имеет права ее приватизировать. Сейчас Верховный суд выразил мнение, что стоявшие в очереди 15 лет могут приватизировать полученные квартиры, и отправил в Конституционный суд запрос с просьбой проверить эту норму. Запрос, вероятно, будет принят к рассмотрению на открытом заседании. Может быть, аннулирование этих статей Жилищного кодекса РФ подорвет доверие к другим несправедливым нормам этого закона?