Для разрешения того или иного квартирного спора люди обращаются в суды. Но так как статьи законов нередко бывают размыты, то и судьи в разных районах Москвы решают один и тот же вопрос по-разному. Но те граждане, которые считают решение районного судьи несправедливым, обращаются в Московский городской суд. О практике Мосгорсуда по разрешению споров, связанных с защитой прав собственности на жилые и нежилые помещения, рассказывает судья Юрий БЕСПАЛОВ.
Кто имеет право на вселение
БЫЛО в моей практике такое дело. Муж и жена жили в однокомнатной квартире. Случилось так, что муж умер. Открылось наследство. Его родители посчитали, что виновна в смерти сына его жена. И они, приняв наследство, решили назло ей вселиться в квартиру. Хотя их доля была совсем небольшая - 1/6, но районный суд на площадь невестки их вселил. Мы же в кассационном порядке данное решение отменили, мотивируя тем, что, согласно Гражданскому и Жилищному кодексам, а также другим правовым документам, вселение в жилое помещение производится только с согласия других проживающих. И указали на это районному суду. Но он с этим не посчитался и опять принял решение о вселении. Тогда Мосгорсуд снова отказал и своим решением произвел раздел квартиры. А поскольку доля родителей мужа мала и не может быть реально выделена, то сноха выплатила им денежную компенсацию. Верховный суд оставил это решение без изменения.
Или был еще один курьезный случай. Муж и жена развелись, произвели раздел общего имущества, в том числе и квартиры. А так как у жены было жилье, то муж выплатил ей компенсацию. Но она не выселялась, считая, что не утратила право пользования жилым помещением. Муж подал в суд и ее выселили без предоставления жилья. Жена стала писать жалобы, но суд ей отказал, рассудив так: раздел имущества произведен и свою часть жена предпочла получить деньгами. И я с таким решением согласен: безусловно, защищать права собственника нужно, но не в ущерб другим собственникам. Когда доля одних незначительна, не может быть реально выделена и у другой стороны нет существенного интереса в площади, а люди явно злоупотребляют правом собственности, то тут, конечно, только компенсация.
Перипетии перепланировки
НЕРЕДКО люди жалуются на соседей, которые "перекраивают" свое жилье. У них в квартире из-за снесенной, к примеру, стены возникают трещины. А соседи в квартиру никого не пускают, даже комиссию из РЭУ. И тогда пострадавшие обращаются в суд с иском об устранении препятствий для осуществления осмотра помещения и составления акта экспертами. Но это лишь средство защиты, одно из доказательств. В иске же нужно назвать способ защиты который восстановит ваше право - устранить все недостатки, произвести ремонт в квартире соседа или вернуть в первоначальное положение.
Местная же власть в данном случае, давая разрешение на перепланировку, нередко не учитывает конструктивные особенности здания, и суды пошли по такому пути: ссылаясь на заключение эксперта, обязать собственника, нарушившего закон, восстановить в прежнем состоянии жилое помещение. Но делается это с большим трудом. Воюем...
В приватизации отказать
ЧАСТО муж с женой живут вместе, а зарегистрированы в разных местах. По-человечески это понятно. Они не хотят лишаться каких-то прав или льгот. Но если случается, что один супруг, который проживал в неприватизированной квартире, умирает, то другому супругу приватизировать квартиру умершего вряд ли удастся. В этом случае суды, как правило, отказывают в признании права на приватизацию. И только в исключительных случаях, если есть доказательство, что покойный выразил волю вселить и зарегистрировать на свою площадь супругу, судьи разрешают приватизировать на себя квартиру умершего. Но в обязательном порядке, чтоб эта воля выражалась в письменном виде. К примеру, он написал заявление, но не успел его отнести в ДЭЗ.
Совместное проживание
НЕДАВНО было такое дело. Повторный брак, у супруги уже есть квартира. Незадолго до смерти мужа она вселилась к нему, но не зарегистрировалась. Суд признал за ней право на площадь. А мы отменили это решение. Политика городского суда - очень осторожно раздавать жилье. В ст. 53-54 Жилищного кодекса РФ сказано, что вселение должно осуществляться только с согласия. У нас по Семейному кодексу супруги могут жить в разных помещениях. Значит, они так определились. Видимо, когда мужу стало совсем плохо, супруга попыталась оформить вселение без его согласия. Но раз она имеет жилье, ей было отказано в иске.
С детьми политика другая. Здесь смотрим на то, где ребенок фактически жил. А то нередко родители прописывают своих чад к бабушке с дедушкой, а живут они с ними. Потом, если дедушка или бабушка умирает, у внуков возникает право пользования на эту квартиру. Мы этих прав не признаем. Родители определили по договору, что ребенок будет жить с ними, а зарегистрировали у дедушки или бабушки, чтобы площадь сохранить. Это фиктивная прописка.
Если ваш дом сносят...
НЕРЕДКО приходится разбирать иски, когда граждане не согласны с властями в вопросе предоставления их семье квартиры вместо сносимой "хрущобы". В законе "О гарантиях города Москвы" сказано, что должна быть предоставлена равноценная квартира или компенсация за нее. Но что такое равноценное жилье? Это однокомнатная меняется на однокомнатную, двухкомнатная на двухкомнатную. Главное, чтобы количество комнат не уменьшалось, не была уменьшена площадь не только жилая, но и подсобных помещений. Все, что люди имели в старой квартире, учитывается. И если у них было 2 комнаты в собственности, а им дали однокомнатную практически такой же площади, то суд поддерживает в этом случае истцов. Если жилье муниципальное, то здесь жилье предоставляется исходя из нормы на одного человека.
Но бывают и такие случаи, когда при отселении люди не хотят ехать, к примеру, в Бутово, называя множество веских причин. Местные же власти объясняют, что у них нет возможности предоставить семье квартиру именно в этом районе. Так как жилье предоставляется в черте города, здесь закон не нарушается, поэтому в этом случае мы отселяем.
С выплатой компенсации, пожалуй, больших проблем нет, если не считать того, что размер ее нередко различается. Если граждане в квартире проживали, то им выплачивают большую сумму, а если нет - меньшую. На мой взгляд, это неверно. Но пока, к сожалению, судебная практика по этому вопросу до конца не устоялась.