Исполняется 75 лет Большому симфоническому оркестру им. П. И. Чайковского, который больше 30 лет возглавляет народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владимир ФЕДОСЕЕВ.
- КОМПОЗИТОР Владимир Рубин, поздравляя БСО с 75-летием, сказал, что ваш оркестр - НАСТОЯЩИЙ. В то время как многие другие дирижеры и музыканты "имитируют чувства". Вы согласны с его мнением, Владимир Иванович?
- Конечно, я согласен. Только настоящие чувства передаются зрителю. А когда актер фальшивит, видно, что он "наигрывает". Имитировать можно все, и чувства - экспрессию, темперамент. Можно широко размахивать руками и вызывать этим даже реакцию публики. Но зрительская душа останется обманутой или незатронутой.
Сегодня - время скороспелости
- А ПОЧЕМУ имитация чувств стала такой распространенной, по вашему мнению?
- Потому что так легче. Чтобы передать мысль и чувство зрителю, нужно самому много думать, много работать. А сейчас - время скороспелости.
- Получается, наша публика так глупа и бесчувственна, что не может раскусить, где подлинность чувств, а где имитация?
- Она не глупа. Но она идет иногда на поводу. Например, музыкант в "экстазе", а публике это интересно. Аудиторию нужно воспитывать. Учить, если хотите, хорошими примерами, а не эффектными зрелищами. Особенно если речь идет о серьезной музыке. Проходит премьера, но публика сразу не идет на нее, ждут, что напишет рецензент. Если он говорит: "Идите", залы заполняются. Но часто бывает так: один критик пишет, что это потрясающе, другой - что плохо. Вкусовщина? Но где-то ведь истина должна быть? Пишут: "Мне не нравится". Что значит "не нравится"?! Нужны доказательства. Не любая критика полезна, а серьезная, аргументированная. Со стороны ведь виднее, художник не всегда может себя трезво оценить.
- Год назад вы сетовали, что Большой зал Консерватории переживает позорные времена. Что-то изменилось в лучшую сторону?
- Я говорил о том, что нельзя впускать в Большой зал Консерватории людей, которые не имеют никакого отношения к культуре. Даже если они заплатили большие деньги. Сейчас все покупается и продается. Этот процесс очень трудно остановить.
- Руководитель Художественного театра имени Чехова Олег Табаков сказал, что российские мастера культуры виноваты перед русской провинцией, т. к. она лишена возможности видеть московские, петербургские спектакли, концерты.
- Мы очень рады играть не только в Москве и Питере. Выступали недавно в Смоленске с огромной радостью. Там публика замечательная. Она искренна, неиспорченна, непредвзята. Если бы нас поддерживало Министерство культуры, мы чаще бы ездили по России. Вы знаете: на местах нет денег на то, чтобы оплатить нам даже дорогу. Может, кто-то и в обиде на столичных артистов. Но не наша это вина и не знак нашего пренебрежения ни в коем случае.
"Я приучил музыкантов любви к репетициям"
- БСО в этом году исполняется 75 лет. В наш век коллективов-однодневок такая дата просто поражает воображение. Почти половину этого срока оркестром руководите вы. Как считаете, какого самого важного результата достиг дирижер Владимир Федосеев за время своей работы?
- Я приучил музыкантов любви к работе, к репетиции, если это можно считать моим достижением. И еще. Я на протяжении всех 30 лет считал главной задачей получить звук теплый, "говорящий". Технических проблем сейчас почти ни у кого нет! А вот как говорить собственным голосом? Чтобы узнавали и чувствовали, какой оркестр играет?
- Но ваш Большой симфонический оркестр имени Чайковского узнают?
- Нас? Да, может быть. (Улыбается.)