Примерное время чтения: 6 минут
166

Зима мелкими дозами

Почему в столице снег топят, а не "обрабатывают" щебнем, как в Европе? Бывают ли экологически безопасные противогололедные реагенты? Как объяснить, что снегоуборочной техники на улицах то много, то совсем нет?

НА ЭТИ и другие вопросы, заданные нашими читателями на "прямой линии", отвечали руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артур КЕСКИНОВ, ген. директор ГУП "Доринвест" Игорь УРМАНОВ и зав. кафедрой агроинформатики ф-та почвоведения МГУ Дмитрий ХОМЯКОВ.

- ДЛЯ коммунальных служб работы по зимней уборке улиц и магистралей города являются сложными и трудоемкими. При сильных снегопадах в круглосуточном режиме заняты около 8 тыс. различных машин и механизмов. Но природе надо отдать должное - вхождение в зиму в этом году происходило в довольно щадящем режиме. За первый зимний месяц прошло всего 11 снегопадов. Мы ожидали снега в два раза больше, чем выпало. Конечно, зима свое возьмет, но синоптики полагают, что она все же будет теплее прошлогодней.

Не сравнивайте нас со Скандинавскими странами

- Я ЗНАЮ, что последние несколько лет в столице испытывали разные виды реагентов. Но, по-моему, испытания надо продолжать. Те реагенты, что выбрали, - неудачные. У них много побочных эффектов: на улицах слякоть, машину хоть каждый день мой, она все равно вся в грязи.

- Ну, во-первых, реагенты выбираем не мы, а экологи. Дело в том, что до 1999 г. для этих целей использовалась песко-соляна.я смесь, потом чистая техническая соль. Ее уходило по 300-350 тыс. тонн в год. Можете себе представить, какой экологический вред это наносило природе. Именно поэтому в 1999 г. столичное правительство отказалось от использования технической соли. С тех пор состав реагентов изменился. Сейчас в результате проведенных научных исследований и экспериментов на дорогах мы выбрали наиболее экологически безопасные реагенты, которые без нарушений правил применения практически не оказывают негативного влияния на окружающую среду. В настоящее время используются реагенты хлоридной группы (хлористый кальций, жидкий и твердый) и многокомпонентные реагенты, содержащие кальций, магний, калий, натрий и биофильные элементы, которые по своему составу идентичны минеральным удобрениям. Тем не менее научные исследования в этой области продолжаются.

- Зачем топить снег? От этого вся грязь. Может быть, стоит использовать щебень?

- Москва - крупнейший мегаполис, находящийся в северных широтах. Кроме того, наша транспортная инфраструктура не рассчитана на существующее количество машин и людей. Мы проанализировали зарубежный опыт. Надо заметить, что ни один город-миллионник, расположенный в похожих климатических условиях, для уборки в зимний период не обходится без противогололедных реагентов. Более того - 90% применяемых в мире реагентов приходится на техническую соль. Щебнем же у нас посыпают мосты, аэродромы, объекты культурного наследия и с этого года - дворовые территории.

- Была в Финляндии. Там дороги посыпают щебнем. Почему то же не делать у нас?

- Щебень применяется для повышения коэффициента сцепления. Если отказаться от противогололедных реагентов в его пользу, тогда весь город будет в снежных накатах. Встанет проблема: как бороться с колеей, чтобы обеспечить безопасность движения? Путь, который избрала Москва, - самый верный и эффективный. Если снег не растапливать, то количество ДТП резко возрастет. И не надо нас все время сравнивать со Скандинавскими странами. В той же Финляндии зимой практически не бывает плюсовой температуры. Поэтому там можно утопить щебенку в снег, где она замерзнет на весь сезон. А у нас колебаний от +1 до -1?C бывает больше пятидесяти раз за зиму: щебенку в снегу не удержать, она будет лететь в лобовые стекла. И потом, к хорошему быстро привыкаешь, за сугробы и заснеженные дороги москвичи нас тоже не похвалят.

У реагента должен быть паспорт

- МНОГО раз видел, как рассыпают реагенты. Перебарщивают! Существуют ли специальные нормы, ведь это химия, которая вредит нашему здоровью?

- Почему вредит? Во-первых, все реагенты прошли целый ряд экологических экспертиз не только на московском, но и на федеральном уровне и были признаны безопасными. Нормы применения реагентов дифференцированы по температурным режимам и по количеству выпавшего снега. Меньше сыпать нельзя, иначе они не будут обеспечивать должное состояние объектов дорожного хозяйства. Но жизнь есть жизнь. И, конечно, на локальных участках отмечаются нарушения рекомендованных норм расхода. На это мы глаза не закрываем и принимаем соответствующие меры. Фактов же ухудшения состояния здоровья людей, связанных с применением противогололедных материалов в г. Москве, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, не установлено.

- Есть ли у реагентов срок годности и кто следит за тем, что на улицах сыпят?

- Все партии реагентов без исключения подвергаются химическому анализу с последующей оценкой их воздействия на окружающую среду. После чего они получают паспорт безопасности, который является разрешительным документом на использование их на улицах нашего города. К сожалению, с нарушениями, причиной которых является человеческий фактор, бороться очень сложно. Казалось бы, организованные нами проверки уже помогли изъять все оставшиеся с прошлого сезона реагенты, но тем не менее факты их применения все равно имеют место. Но совместными усилиями мы добьемся порядка в этом вопросе.

- У нас во дворе снег посыпают не песком, а химией. А вы не раз говорили о том, что так делать нельзя. Куда обратиться?

- Это грубейшее нарушение! Использование дворниками для уборки дворов противогололедных реагентов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! О всех фактах нарушений нужно сообщать в отдел оперативного контроля Объединенной административно-технической инспекции г. Москвы по тел. 912-13-61.

- Знаю, что снег в Москву-реку и Яузу несколько лет уже не сбрасывают. Но в снегоплавильных пунктах его разве очищают от мусора?

- Мы действительно отказались от накапливания снега на газонах и от сброса в реки. Теперь для его утилизации используются специально оборудованные снегосплавные пункты. Только в прошлом году на этих пунктах было утилизировано 120 тыс. тонн отходов.

Продолжение "прямой линии" читайте в следующем номере

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно