Московские чиновники всерьёз собрались заняться исправлением имиджа столицы в глазах мирового сообщества. И на эту благую цель планируют потратить 720 млн. руб., из которых 460 млн. возьмут из бюджета города.
"НЬЮ-ЙОРК похож на человека, который заботится о своей причёске, но забывает про туалетную бумагу. К сожалению, мы живём у него не на голове, а в заднице", - так говорили русские эмигранты в недалёком прошлом. И, судя по всему, так смогут говорить о себе москвичи в недалёком будущем. Потому что первоочередные мероприятия по улучшению имиджа города вряд ли коснутся реальной повседневной жизни. Да, западным журналистам устроят в Москве местный вариант "дольче вита" - планируется сразу несколько массовых пресс-туров, зимних и летних. Дипломатам тоже "сделают красиво" - светские приёмы дипмиссий должны стать регулярными. А плюс ко всему этому предлагают как можно более агрессивно выдвигать Москву для проведения международных выставок и конференций.
Дело, разумеется, важное. Какому горожанину захочется, чтобы при слове "Москва" у людей кривились физиономии? Но действенность предлагаемых мер вызывает большие сомнения. Например, согласно рейтингу международной консалтинговой компании Mercer Human Resource Consulting, Москва стала самым дорогим городом мира. Это объективная реальность, и исправлению ситуации не помогут ни три, ни тридцать три пресс-тура. Как не поможет и предполагаемый обмен делегациями между городами-побратимами. Тем не менее московские чиновники, видимо, уверены, что объективной реальности не существует, а ухудшение имиджа столицы связано с некими невнятными, но враждебными силами, которые занимаются самым бессовестным чёрным пиаром. В частности, отмечалось, что западные "враги-интервенты" ни словом не обмолвились о том, что у нас - самый низкий уровень безработицы. Ну, положим, в Пхеньяне безработицы вообще нет, однако это - очень условный показатель уровня города, куда как более незначительный, чем наличие или отсутствие гостиниц.
"В информационную эпоху любое действие или товар нуждается в наилучшей информационной поддержке, - считает писатель Михаил Веллер. - Так что Москве следует не просто вести, а выигрывать информационные войны и, соответственно, не жалеть на это денег. Но дух потёмкинских деревень, живущий в подсознании российской бюрократии, сыграет дурную шутку. Вместо того чтобы улучшать жизнь людей и города, деньги пойдут на то, чтобы объявить жизнь уже улучшенной. Перед глазами недавний пример с Питером, когда во время саммита имидж города действительно был поднят, но насильственными средствами. Так что мне страшно себе представить, во что превратится Москва в результате кампании за улучшение имиджа".
Нынешние московские политтехнологии недалеко ушли от мероприятий XVII в., когда во время приезда иностранных послов власти закрывали лавки, а продавцов и покупателей выставляли вдоль следования кортежа, чтобы иностранцы дивились многолюдью и процветанию города.