Всё больше москвичей остаётся не у дел с дипломами о высшем образовании по модным и престижным специальностям. В чём причина? Рынок труда в столице изменился - он теперь совсем не такой, каким был ещё пять лет назад.
Высшее портит среднее
С ОДНОЙ стороны, в Москве ощутима нехватка рабочих рук, с другой - специалистов профессий, появившихся в последние несколько лет. "Поэтому "новые профессионалы" приходят на свои должности в основном из смежных сфер и быстро взлетают по карьерной лестнице, - говорит рекрутер Александр Степнов. - Так, лучшие директора по human research (дословно - поиск людей, а по сути - кадровики) получаются из психологов, а дизайнеры ландшафта - из архитекторов и биологов".
Согласно статистике портала по поиску работы HeadHunter, острая нехватка кадров наблюдается в сфере информационных технологий (IT). Требуются разработчики программного обеспечения, аналитики, web-инженеры, тестировщики, дизайнеры, системные администраторы. Это быстро растущий сегмент кадрового рынка не только в Москве, но и в мире. Поэтому, несмотря на то что наши вузы ежегодно выпускают достаточное количество IT-специалистов, многие крупные отечественные компании - разработчики программного обеспечения уже переносят свои офисы в регионы, чтобы набирать талантливых выпускников местных вузов и растить грамотных специалистов.
С рабочими - сложнее. Одно из исследований выявило, что в нашей стране зарплата высококвалифицированного рабочего сравнялась с окладом специалистов в интеллектуальных сферах. Так, квалифицированный рабочий сегодня получает в среднем 9449 руб. в месяц, в то время как специалист высшей квалификации - 9414 руб., а специалист средней квалификации - 7201 руб. (в столице ставки, разумеется, выше, но тенденция сохраняется). И причина тому - острый дефицит рабочей силы. При этом, если нехватка неквалифицированных кадров в Москве с лихвой компенсируется приезжими, которые, не имея образования и часто необходимых документов (регистрации, медкнижки и т. д.), с радостью идут в чернорабочие, не брезгуя непрестижной работой (по статистике, 4/5 всех нелегалов заняты именно неквалифицированным трудом), то рабочих-разрядников заменить некем - им нужно иметь среднее специальное образование по своей профессии. А таких в столице единицы.
Но "хорошо живут" далеко не все рабочие. "Самые высокие зарплаты у тех, кто занят в топливно-энергетическом комплексе, строительстве (для столицы это наиболее актуальная сфера), металлургическом производстве, добыче и переработке нефтепродуктов и полезных ископаемых, - говорит специалист службы занятости Надежда Арканова. - Их доходы конкурентоспособны. Чего нельзя сказать о заработках рабочих, пусть и высших разрядов, занятых на текстильном и пищевом производстве".
Причина банальная - всё больше и больше горожан стараются получить высшее образование, а рост количества негосударственных вузов только способствует этому. "На выбор профессии сегодняшних студентов влияют амбиции. Предпочитают сферы своей будущей деятельности по соображениям престижа, и даже если заработная плата рабочего будет превышать доходы популярных специальностей, это не заставит пожертвовать своим "имиджем". Для детей в 15-18 лет, когда совершается выбор - техникум или вуз, на первом месте лозунг "быть не хуже других" и "быть модным/стильным", а вовсе не деньги", - говорит психолог Лидия Геворкян.
Новые тенденции
За последнее время в столице изменился не только рынок труда, но и подход к поиску работы.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ (а также предпочтительные каналы поиска работы). Сегодня всё больше и больше москвичей ищут должности не по блату или через специальные службы, а через Интернет.
ФОРМЫ РЕЗЮМЕ. Последняя модная тенденция - видеорезюме, видеофайл, который пересылается работодателю по Интернету. Это экономит время, делая ненужной стадию собеседования.
СОЦПАКЕТ. Ещё несколько лет назад соцпакет (медстраховка, оплаченные обеды и пр.) считался верхом мечтаний каждого офисного работника. Согласно исследованиям, за последнее время отношение москвичей к набору бесплатных благ изменилось. Соцпакет больше не считается в столице чем-то из ряда вон выходящим, а сотрудники московских офисов получают всё новые и новые "бонусы" - оплаченный фитнес-клуб и служебный автомобиль (или оплату проездного на транспорте), оплату счетов мобильной связи телефона и т. д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Поменялась сама психология людей, ищущих работу. "Впервые за последнее время осознанным аргументом "за" ту или иную работу для молодых специалистов стала возможность сделать хорошую карьеру, - говорит психолог Лидия Геворкян, - ещё пять лет назад всех интересовали большие быстрые деньги, пусть и "одноразовые".
Интернет-сайты для поиска работы:
www.joblist.ru
Аркадий САНДЛЕР, специалист в области интернет-рекрутмента:
- БЫСТРЕЕ всего можно сделать карьеру в мелкой или средней фирме, занятой в сфере услуг. За год в том же кадровом агентстве средней руки можно легко занять руководящие должности. В сервисных компаниях, обслуживающих потребителей, также очень быстрый рост, однако в них больше карьерных ступеней. Типичный пример - "Макдоналдс", где пройти путь от рядового сотрудника до руководителя низшего звена можно меньше чем за год. Но, разумеется, временной промежуток между каждым новым шагом возрастает. Медленнее всего карьерное развитие идёт в крупных сырьевых или производственных компаниях. Там двигаешься медленно, но ценность каждого шага крайне высока.
Ольга БРУКОВСКАЯ, представитель интернет-сайта по поиску работы:
- К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ областям, которые на настоящий момент насыщены людьми, получившими соответствующее образование, относятся финансы, маркетинг, юриспруденция, реклама, PR, масс-медиа. Между соискателями в указанных областях велика конкуренция. Напротив, традиционно высок спрос на специалистов в области продаж. И в ближайшее время он будет расти. В первую очередь работодателям интересны люди с большим опытом в сфере продаж, обладающие необходимыми навыками: коммуникабельностью, умением расположить к себе клиента. Профильное образование даёт кандидату преимущество, но не является решающим фактором при приёме на работу. Также наблюдается нехватка специалистов в области медицины/фармацевтики (особенно в сфере продвижения лекарственных средств и медтехники) и управленцев в ресторанном и гостиничном бизнесе.