Примерное время чтения: 5 минут
116

Повесим Маркса к Ленину

Вопрос, должна ёлочная игрушка отражать эпоху или нет, на первый взгляд кажется праздным и надуманным. Ну какая разница, что висит на ёлке, лишь бы было красиво и празднично. И при чём здесь политика или, того пуще, экономика? Но это - только на первый взгляд.

Арапчонок на ниточке

ДАЖЕ само возникновение ёлочной игрушки наводит на мысли, что эпоха властно вмешивается в процесс. Согласно распространённой легенде, до поры ёлки в Европе украшали дарами земли - фруктами, ягодами, шишками. Приветствовались конфеты, вафли и даже... варёные яйца. А в Тюрингии балом правили яблоки. Но неурожай, обрушившийся на Европу в конце 40-х гг. XIX столетия, перевернул нормальный образ жизни. Французы из-за недостатка хлеба затеяли очередной бунт, ирландцы, страдая от отсутствия картошки, ломанулись в Америку, а тихие мирные немцы поняли, что яблоками ёлку украсить не получится. Но вместо войны или эмиграции решили заменить традиционные плоды на рождественском дереве стеклянными яблочками. Получилось неплохо, и вскоре мода на рукотворные украшения распространилась далеко за пределы Тюрингии.

Выходит, что ёлочная игрушка - не просто украшение. Вешать на некогда священное рождественское или новогоднее дерево абы что - признак если не бескультурья, то невежества или слепоты. И раз уж традиция сложилась, нарушать её можно только в том случае, если она перекрывается традицией более мощной. Классический пример такой смены - ёлочная игрушка СССР середины - конца 1930-х гг. Именно тогда эпоха в очередной раз вмешалась в праздничную эстетику. Получилось это настолько органично, что советская ёлочная игрушка вполне может встать в один ряд с другими культурными достижениями СССР - кино, театром и цирком. И если дореволюционные ёлочные игрушки так или иначе соотносились с европейскими тенденциями, то советскую эстетику невозможно спутать ни с чем.

Конечно, чаще всего эстетика была лобовая - вывешивание на ёлку госсимволики и портретов классиков марксизма-ленинизма (см. фото). Мол, новое общество - новые ценности. Но присутствовала и потрясающая гибкость - игрушки очень живо реагировали на новые тенденции эпохи. Скажем, в год публикации "Приключений Буратино" Толстого ёлки украсились носатыми пареньками в полосатых колпачках. А после выхода на экраны фильма "Цирк", где фигурировал негритёнок, внезапно возродилась дореволюционная традиция вывешивать фигурки арапчат, только на этот раз смысл был не в экзотике, а в педалировании идеи дружбы народов. На призыв партии "Молодёжь - на самолёт!" откликнулись не только комсомольцы, но и мастера-игрушечники, наводнившие страну картонными и стеклянными аэропланами.

Следующие, военные годы тоже не могли не отразиться на эстетике. К нейтральным фигуркам самостоятельно прикрепляли парашюты, придавая им отчётливо десантный вид. Кое-какие артели наладили выпуск пистолетиков и собачек-санитаров. То же самое можно наблюдать и в послевоенную эпоху - стеклянные машины "Победа", космонавты и спутники. А на вопрос: "Великая программа, дай ответ, что будет с нами через двадцать лет", заданный Третьей программе КПСС, обещавшей построение коммунизма, ёлочные игрушки отреагировали своеобразно. Понимая под коммунизмом изобилие мяса, овощей, хлеба, яиц и пр. интимностей, мастера наводнили страну стеклянными дарами земли. Виноградные гроздья, огурцы, картофель, помидоры, курочки, коровы и овцы потеснили даже космонавтов. Хитом обжорно-новогодней эстетики стала, разумеется, царица полей кукуруза.

От застоя к отстою

ПЕРИОД застоя, бедноватый на яркие события, ничем, кроме ухудшения качества игрушек, себя не зарекомендовал. Разве что имел место робкий всплеск олимпийской символики. Но самое паршивое ждало наши ёлочные игрушки впереди. На вопрос, какой след оставила постсоветская эпоха в ёлочных игрушках, ответ найти чрезвычайно сложно. Вернее, он лежит на поверхности, но не всякий рискнёт его сформулировать. А выглядит этот неприятный для нас ответ примерно так: наша эпоха не то что не оставила никакого следа в новогодней эстетике, она практически угробила национальные ёлочные украшения, да и саму эстетику целиком. И это при том, что эпоха весьма богата на яркие события и не менее яркие персонажи, которые, по идее, могли бы зафиксироваться в игрушках. Ну, скажем, анекдотичная фигура "нового русского", воплощённая в стекле, или, если взять кинематограф, сочные персонажи "Особенностей национальной охоты". На худой конец, можно ведь вспомнить и юбилейные даты. Так, к 150-летию со дня рождения Пушкина выпустили несколько серий фигурок-персонажей его сказок "Руслан и Людмила", "Золотой петушок", "Сказка о рыбаке и рыбке". Что мешало сделать нечто подобное и в отмечавшийся с невероятной помпой 200-летний юбилей поэта? Понятно, что воплотить абстрактную идею "вертикали власти" или Стабфонда куда труднее, чем не менее абстрактную идею "дружбы народов СССР". Однако в советскую эпоху с воплощением абстракций справились, понаделав стеклянных человечков в национальных костюмах (см. фото). Можно было бы, наверное, сейчас отреагировать на нацпроекты и запустить серию младенцев с розовыми и голубыми ленточками (демография) или глобусов (образование). В конце концов, придумать что-то соответствующее моменту можно. Но почему-то никто не чувствует в этом необходимости. По мнению американского коллекционера русских и советских ёлочных игрушек Ким Балашак, придётся смириться с тем, что наша эпоха войдёт в историю ёлочной игрушки как 15 лет господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведённых трудолюбивыми китайцами. Неужели мы присутствуем при очередной смене традиции слабой, но нашей, на более мощную, но общемировую?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно