Примерное время чтения: 4 минуты
77

Права на... аварию

По данным ГИБДД, сегодня на дорогах столицы водители-новички вдвое чаще становятся виновниками ДТП, чем в прошлые годы.

Школа без учеников

КОГДА 13 лет назад я обучался в автошколе, руководство этого заведения крайне серьёзно относилось к своим обязанностям. Каждое посещение заносилось в журнал, за прогулы я расписывался в отдельной графе и потом сдавал зачёты по пропущенному материалу. Преподаватели по вождению выезжали с учениками в город, заставляли по многу раз выполнять манёвры, а после уроков устраивали "разбор полётов". Недавняя проверка нескольких автошкол (в комиссию входили в том числе и сотрудники столичной ГИБДД, работники Департамента образования) показала, что с тех пор ситуация в корне изменилась.

К автошколе, расположенной у ст. м. "Тёплый Стан", мы с участниками проверки прибыли к 11 часам. Согласно утверждённому расписанию, здесь уже два часа должны идти занятия с двумя группами. Однако в единственном классе не было ни одного человека. Директор объяснил эту странность переносом уроков в один из филиалов. На просьбу предъявить документы сказал, что все бумаги украли полгода назад и они до сих пор не восстановлены. Видимо, "воры" забрали также и другие важные для учебного процесса вещи - двигатель и другие узлы автомобиля, по которым изучают работу машин. И даже стулья, которых в кабинете значительно меньше, чем фамилий в списках якобы там занимающихся. Более того, директор не смог представить никакой финансовой документации - ни кассовых чеков, ни ордеров, которые свидетельствовали бы о внесённой автоучениками оплате, ни самих договоров на обучение.

Проверка нагрянула в эту автошколу неслучайно: поступило много жалоб. Потерпевшие рассказывали, что первоначально за весь курс, включая практические занятия - то есть выезд в город, с людей просили около 4 тыс. руб. Однако в итоге платить приходилось вдвое, а то и втрое больше. Но пытаться искать правду было поздно - договор на обучение "забывали" составить. Заехали мы и в филиал автошколы: небольшую комнату внутри кинотеатра. Одинокая женщина в пустом помещении в ответ на все наши вопросы лишь разводила руками: "Никого нет. А я простой сторож".

Серые схемы

"В МОСКВЕ официально работают 238 автошкол, - рассказывает главный специалист управления ГИБДД ГУВД по г. Москве Борис Сахаров. - Более половины - негосударственные. Все эти заведения можно разделить на три категории: те, где на самом деле учат водить машину (к сожалению, их немного); те, что готовят лишь к сдаче экзаменов в ГИБДД по системе "взлёт - посадка" (только трогаться и тормозить. - Прим. авт.), и, наконец, такие, как на "Тёплом Стане", которые лишь торгуют "корочками" об окончании курсов. Подобный бизнес приносит неплохие деньги - по нескольку сотен учеников в год, с каждого собирают по 7-15 тыс. руб. К сожалению, мы не имеем права закрыть подобные шарашкины конторы. Отчёт о выявленных нарушениях направляем в Минтранс, выдающий лицензии на деятельность автошкол. А там нередко затягивают с принятием решений об отзыве разрешительной документации. За несколько последних лет ни одна автошкола не была закрыта!"

Фактически подобные конторы являются лишь начальным звеном, посредниками криминальной цепи, позволяющей человеку приобрести водительское удостоверение. Для этого надо лишь прийти в автошколу и за 600-700 долл. получить комплект документов. Почти со 100%-ной гарантией "покупатель" затем пройдёт экзамены!

Есть и другая схема. "Автоученикам объявляют: мы поможем вам по блату сдать экзамены, заплатите по 300 долл., - объясняет Борис Сахаров. - Передайте деньги через преподавателя. А дальше начинаются самые обычные экзамены. Кто готовился - прошёл конкурс. Кто не готовился, тому вернули деньги, объяснив, что, мол, "нагрянула проверка, и сотрудники, с которыми обо всём договорились, вынуждены были их зарубить". Так кругленькая сумма осела в карманах мошенников. Тем же, кто пытается купить права вообще без экзаменов, чаще всего продают обычную "липу". Что выясняется, когда удостоверение "пробивают" по базам данных".

Фиктивные автошколы, липовые права... А потом мы возмущаемся, что какой-то водитель, плохо управляющий автомобилем, сбил на пешеходном переходе двух маленьких детей. Насмерть...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно