55

Парковки: какому "дяде" мы платим?

Парковщик с каждой машины кладет себе в карман 40 руб.

Если спросить у парковщика чек, он убегает. Почему?

Никто не считал количество липовых парковок

ПОЧТИ десять лет в Москве идет холодная война. С переменным успехом противоборствующие стороны празднуют победы, испивают горечь поражений, уходят в глухую оборону и строят планы молниеносных блицкригов. Линии фронтов проходят непосредственно по улицам Белокаменной. В жарких сражениях принимают участие "люди с медной бляхой", а их постоянными неприятелями являются практически все московские автолюбители. Камнем преткновения в данном конфликте выступает обычный бордюр. Точнее, несколько метров возле обочины, за стоянку на которых, по мнению власть имущих, водители должны отстегивать как минимум 9 руб. в час.

Этапы большого пути

СКОЛЬКО копий уже было сломано в спорах о законности существования в Москве платных парковок, а воз и ныне там. Вкратце содержание предыдущих серий противостояния выглядит примерно так: осенью 1995 г. появляется постановление мэра об "утверждении временного положения о притротуарных платных автостоянках (парковках)". За год до этого столичные власти пытались собирать с водителей уличную подать с помощью паркоматов. Однако наши люди отказывались делиться деньгами с автоматами, и их пришлось заменить крепкими мужчинами. На автомобилистов такая перемена декораций подействовала эффективно, и многие начали покорно выплачивать "людям с бляхой". И хотя потом нормативные акты еще не раз подновляли и совершенствовали, суть происходящего не менялась. На основании постановления столичного правительства N 864 "О мерах по развитию системы муниципальных платных парковок в городе Москве" парковщики захватили центральные магистрали, оцепили вокзалы и аэропорты, взяли под контроль подступы и подъезды ко всем мало-мальски важным объектам города.

Но в связи с введением с 1 июля 1999 г. налога с продаж многие местные подати объявлялись вне закона. Попадал в их число и парковочный "сбор". Власти предержащие начали работы по изысканию способа легализовать парковки. Вначале появились предложения собирать с автомобилистов деньги не за саму парковку, а за так называемые "парковочные услуги". То есть за помощь при заезде и выезде на место стоянки. Однако многие юридически подкованные водители справедливо называли данную деятельность "навязанной услугой" и вполне успешно справлялись с процессом выезда сами. Тогда в недрах московского правительства созрел план построить свои отношения с автолюбителями на основе арендных отношений. Дескать, земля улиц казенная и принадлежит городу. Соответственно, если кто-то займет своим транспортным средством значительный кусок проезжей части, он берет на время эту площадь в аренду. А за аренду надо платить.

Инфляция

УСТАНОВЛЕННЫЕ аж в 1997 г. и не менявшиеся с той поры тарифы (11 руб. за час внутри Бульварного кольца, 10 руб. внутри Садового и 9 руб. во всем остальном городе) давно уже считаются среди парковщиков анахронизмом. Человек цвета хаки (его зарплата - 1900 руб. в месяц) может попросить у вас и 20, и 30, и даже все 50 руб. за час. К примеру, с автора этих строк у Казанского и Павелецкого вокзалов менее чем за полчаса парковки позвякивавшие жетоном ребята вымогали целых полста "деревянных". А в ответ на требование дать хоть какой-нибудь финансовый документ бурча протянули "квитанцию" на указанную сумму с забавным штампом: "Уплачено" и печатью ООО "Оптим-паркинг". Связавшись с гендиректором названной конторы Алексеем Жуковым, мы выяснили, что данную территорию действительно контролирует указанное ООО, но к завышению более чем в 5 раз (!) тарифов руководство никакого отношения не имеет. "Мы регулярно получаем сигналы, что кто-то выдает вместо положенных парковочных талонов квитанции с названием нашей фирмы", - рассказал директор. При этом г-н Жуков гарантировал, что виновники будут найдены и наказаны.

Но данный факт наталкивает на другое умозаключение: значит, муниципальные парковки не такие уж и муниципальные, раз их сотрудники служат в неких ООО, ЗАО и пр. коммерческих структурах. На данный момент в Москве действует 201 участок муниципальных парковок общей численностью 8609 машиномест. А царствуют на этих территориях аж 26 различных фирм и компаний, подписавших договор с ГУП "Городская служба платных парковок" (ГСПП). При этом основная цель их существования отнюдь не в регулярных поставках денег в городской бюджет, а в ПОЛУЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ ПРИБЫЛИ. И хотя Алексей Жуков пожаловался, что дела его фирмы (контролирующей, между прочим, улицы у всех московских вокзалов, кроме Курского) идут не очень, понятно, что он и его коллеги-конкуренты решили пойти в данный вид бизнеса совсем не из альтруизма. По неофициальным данным, с одного метра "бордюра" снимается 400 долл. в месяц.

Еще не вечер...

В ГСПП нам объяснили, что платные парковки приносят городу крохи. За год договоры аренды пополняют московскую казну в среднем всего лишь на 9 млн. руб. Еще какие-то деньги приносят налоги, выплачиваемые коммерческими фирмами. В 2001 г. весь "белый" оборот на этом рынке составил примерно 42 млн. руб., тогда как Москва получила только половину. Кроме того, выяснилось, что многие парковки вообще ЛИПОВЫЕ. (На одну такую у Киевского вокзала я нарвался сам.) Но тем не менее с нового года тарифы на парковку будут официально увеличены. Наиболее вероятно, что час стоянки внутри Садового кольца обойдется водителям в 30 руб., а за его пределами - в 20 руб. (Кстати, привокзальные территории почему-то приравниваются к центральным.) Значит, парковщики теперь будут брать с автовладельцев 150 руб. Интересно, почему никто из проверяющих органов не заинтересовался этими "дядями" с большими карманами?

Комментарии специалистов

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

- ПЛАТНЫЕ парковки незаконны и являются уголовщиной. Они организованы на основании так называемых подзаконных актов. В законе о "налоге с продаж" написано, что введение этого налога отменяет плату за парковку. А значит, Конституция РФ приравнивает эту плату к налогам. По моему мнению, это ст. 159 российского УК - "мошенничество". К тому же Верховный суд признал все документы московского правительства, вводящие плату на парковке, незаконными. В ст. 12.19 нового КоАП РФ категорически запрещается удержание машин как за постановку автомобиля под запрещающим знаком, так и за отказ платить. А ст. 12.36 карает за попытку удержания или эвакуации машины штрафом в 20 МРОТ и конфискацией использованных для этого средств. По Гражданскому кодексу и по закону "О защите прав потребителей" любые услуги оказываются по взаимному согласию сторон. А договор отличается от приговора именно тем, что не носит принудительного характера. То есть говорить о каком-то договоре аренды земли в данном случае нельзя. Однако, даже если я не прав, этот вопрос можно решать только через суд. А удерживать мою машину, как мы помним, никто не имеет права. Если кто-то хочет получить с вас деньги, пусть запишет номер автомобиля и обратится к служителям Фемиды.

Львиная доля денег идет в карман незаконным парковщикам. Я предполагаю, что все проплаты в этом бизнесе совершаются черным налом. То есть коммерческие структуры отдают определенные деньги за работу на определенном месте, а там уже делятся с чиновниками. В этом бизнесе крутятся огромные деньги. По моим расчетам, одна парковка приносит более 10 тыс. долл. в месяц. А их в Москве сотни. Десятки миллионов долларов в год уходят в карман преступным группировкам.

Владимир КЛУШИН, замгендиректора ГУП "Городская служба платных парковок":

- Я УВЕРЕН, что оплачивать парковку автолюбители должны. Причем все до единого, ведь льготы у нас распространяются только на инвалидов. Это так называемое обязательное вещное право: когда водитель паркуется под знаком "платная парковка", он вступает с нашей организацией в субарендные отношения и должен за это платить. В противном случае он нарушает закон. А сегодня парковщики вынуждены буквально побираться. Единственный документ, который парковщики могут выдавать в обмен на деньги, - это утвержденный Минфином парковочный талон, являющийся документом строгой финансовой отчетности. Любые другие чеки и квитанции абсолютно незаконны. К тому же парковщик обязан подойти к подъехавшему водителю и объяснить, что тот находится на территории муниципальной парковки. Автолюбитель может проверить у парковщика документы: нагрудный знак, ордер и копию проекта-схемы на размещение транспортных средств. В случае нарушений просим вас звонить к нам по тел. 978-93-93.

К сожалению, наша организация не имеет права финансового контроля над коммерческими структурами, заключившими с нами договор. Если нам удается выявлять нарушения, то, как правило, увольняют самого парковщика. Я могу предположить, что некоторые из этих организаций нас обманывают, проводя не все деньги через "белые" финансовые отчеты. Вскоре мы собираемся заняться серьезным изучением нарушений и, вероятно, откажем в продлении контрактов многим компаниям.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно