Правительство Москвы разработало очередной документ, облегчающий изъятие земельных участков для собственных нужд.
ВЛАСТИ хотят в обязательном порядке резервировать территории на 20 лет ещё на этапе утверждения планировок районов. И не хотят повторения истории с собственниками из Южного Бутова. Ведь до 2010 г. под снос должны пойти ещё 36 населённых пунктов, расположенных в черте города. А жители нескольких деревень и посёлков уже продекларировали своё намерение поступить так же, как бутовцы, если их будут насильственно переселять.
Новый документ "О взаимодействии органов исполнительной власти Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков" разрешает по нужде изымать фактически любые городские территории под "размещение и возведение объектов капитального строительства". Получается, что это постановление дополняет столичный закон "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений...", в котором говорится, что принудительно отбирать участки можно и "в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генпланом, планами развития округов и районов", а также при "реализации городских программ, требующих сноса жилых домов".
Власти объясняют свои поступки тем, что негде массово строить социальное жильё. Значительный же его объём запланирован на столичных окраинах - там, где сейчас располагаются деревни и посёлки типа Южного Бутова. Вот чиновники всеми силами и стараются лишить людей возможности организовываться в пятую колонну. Но... что именно считать социальным жильём, ни в каких постановлениях чётко не прописано. По логике, так могут называться только те квадратные метры, которые власти строят без помощи инвесторов, исключительно на бюджетные средства. Однако, как правило, в столице возводят дома за счёт инвесторов, которые по окончании работ отдают городу лишь его долю. А раз так, что помешает чиновникам изымать земли под прикрытием "госнужд"?
Депутаты демократического толка намекают ещё вот на что. К госнуждам всегда относились прокладка федеральных трасс и возведение стратегических объектов, но никак не жилищное строительство. И несколько лет назад была даже предпринята попытка протащить поправку в Земельный кодекс, которая бы уточнила расплывчатое понятие "объекты государственного и муниципального значения". Но ЗК остался без изменений. Поэтому нет ничего удивительного, что столичные власти поспешили узаконить собственную трактовку госнужд.
Земельный кодекс между тем всё-таки ожидают изменения. Если уж нельзя помешать чиновникам сносить дома и строить на освободившейся земле нечто "нужное", стоит хотя бы попробовать получить компенсацию по рыночной стоимости за то, что когда-то на этой земле было. Правда, как показала та же бутовская история, представления властей и жителей о том, что и сколько стоит, обычно очень разнятся.