Примерное время чтения: 7 минут
135

Против стройки нет приема

Оштрафовать инвестора за незаконное строительство возможно лишь на 20 тыс. руб.

Практически все строительство в Москве можно считать незаконным.

Реклама новых домов приведет к еще большему удорожанию квартир.

ЗА ПОСЛЕДНИЙ месяц столичные власти приняли несколько документов, регламентирующих градостроительный процесс в Москве: усовершенствовали работу городской комиссии по пресечению самовольного строительства и организовали с нуля работы по информационному сопровождению какого бы то ни было городского строительства. Тем временем москвичи все равно недовольны. У нас под носом по-прежнему строят, а мы узнаем об этом лишь с появлением техники. И сколько раз нам обещали не лепить вместо одного 10-этажного дома две или три 22-этажные башни, но все равно лепят. Поэтому мы выходим на улицы в разных районах города и протестуем: кто против дорог под окнами, кто против излишней близости новых домов к уже имеющимся, кто против ликвидации детских или спортивных площадок. Ничего не меняется, несмотря на новые попытки решить старую проблему. А все потому, что выяснение отношений москвичей и властей в процессе градостроения похоже на разговор слепого с глухим.

Права без прав

ЕСЛИ процессу нельзя помешать, его можно... возглавить. Это правило старое как мир. Но по-прежнему очень эффективное. Так, в постановлении о совершенствовании работы комиссии по пресечению самовольного строительства городские власти сами себя критикуют и сами себе рекомендуют усовершенствовать подход к решению проблемы. "Несмотря на принятые ранее постановления и распоряжения, направленные на пресечение самовольного строительства, работа в данном направлении ведется недостаточно эффективно. Меры воздействия к нарушителям установленного порядка проведения строительных работ и использования территории зачастую принимаются несвоевременно и не приводят к должному результату. Бывают случаи, когда строительно-монтажные работы на объекте самовольного строительства практически завершены, а проектно-разрешительная документация не оформлена. Отсутствуют согласования, заключения, разрешения. Такое положение создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, нарушает законные интересы города. При выявлении подобных фактов требуется принятие необходимых мер, направленных на приостановку работ, на недопущение возможной или на прекращение фактической эксплуатации объекта самовольного строительства, а в некоторых случаях - и на его ликвидацию".

История в Марьино - пример того, что постановлениями проблему не решить. Несколько лет назад у домов 4, 12 и 22 по Донецкой улице собирались построить похожие на них жилые здания. Жители протестовали против строительства, мотивируя это тем, что в генплане, который они видели на выставке в Манеже, новых домов запланировано не было. На стройплощадку у дома 4 приезжали власти. Решение было таким: начатое строительство одного дома закончить, два других не строить. Но прошло время, и прекращенное строительство вновь возобновили. В Госстрое жителям Донецкой объяснили: "В соответствии с Гражданским кодексом РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение ее нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. За вами остается право обращения в суд. Нарушений явно достаточно". Но в районном и городском судах, куда жители пошли отстаивать свои права, их не поддержали. Сейчас ждут решения президиума городского суда.

Кто виноват

МОСКВИЧЕЙ часто упрекают в том, что интересуются они стройками под окнами тогда, когда уже выкопали котлован. А чиновники и депутаты советуют нам проводить "профилактику" градостроительных вопросов: интересоваться в управах планами перспективной застройки микрорайона, ходить на окружные выставки, когда они проводятся. Собственно, их и проводят именно для того, чтобы мы высказывали свое мнение. Ведь на стадии проекта изменения внести достаточно легко. И не нужно бросаться на бульдозер, чтобы остановить возведение очередной высотки. Опыт показывает: когда жители начинают заблаговременно беспокоиться о стройке под окнами, в 99% случаев проекты меняются согласно их желанию. Но на выставки, говорят все те же чиновники и депутаты, мы ходим плохо. Поэтому правительство распоряжением от 5 мая обязывает инвесторов тратить деньги на информационное сопровождение строительства. Перечень конкретных объектов, требующих такого освещения, в настоящее время составляется. (Мой собственный прогноз на эту тему такой: цена на квадратный метр в каждом конкретном доме подрастет ровно на столько, сколько каждый конкретный инвестор потратит на информационное сопровождение своего строительства.)

Между тем жители микрорайона "Лебедь" (район "Войковский") узнали о том, что на месте их домов появятся новые - элитные, вместе с гостиницами и паркингами, когда строительство уже началось. Они утверждают, что с ними проект согласован не был: управа района "Войковский" сфальсифицировала их согласие. Реальное согласие жителей на освоение части территории природно-исторического парка "Покровское-Стрешнево", при котором уничтожат 250 вековых деревьев, получить было невозможно. Сейчас создана инициативная группа, которая пытается незаконной стройке помешать. Вырубить зелень в центре Москвы пытаются из-за строительства административного здания по Большому Ватину переулку, 9. Конечно, речь не идет о двух с половиной сотнях, как в "Покровском-Стрешневе", но и два десятка деревьев для центра - цифра серьезная. Жители, как водится, возражали. Написали массу писем в разные инстанции. Но добились лишь того, что и без того крошечная территория двора стала еще меньше, а места для мусорного контейнера вообще не осталось.

Генплан вне закона

ПОЧЕМУ в Москве вообще возможно незаконное строительство? Ответ на этот вопрос знают в Госстрое России. Там понимают озабоченность всех москвичей "творящимся беззаконием и произволом городских властей в области градостроительства". И объясняют происходящее тем, что "существующий проект Генерального плана развития Москвы до 2020 г., на который постоянно ссылаются власти города, до настоящего времени не согласован с федеральными органами. Поэтому практически все строительство в Москве можно считать незаконным или расценивать как самовольное".

Во всяком случае именно так написал первый зампред Госстроя Николай Маслов жителям "Очакова-Матвеевского", которые упорно борются с инвесторами, строящими 4 дома по Матвеевской и еще 2 по Веерной улицам без градостроительной документации. "Очаково-Матвеевское", как и другие районы массовой застройки 1960-1980 гг., было построено в соответствии с научно обоснованными нормами и правилами. Поэтому уплотнение застройки с соблюдением всех нормативных требований НЕВОЗМОЖНО. К тому же обеспеченность жильем населения Западного округа сегодня составляет 23,3 м2 общей площади на человека при общероссийской норме 18 м2. Из этого ясно, что в механическом увеличении количества жилья на территории ЗАО необходимости нет. Жители микрорайона заинтересованы в благоустройстве и озеленении территорий, в решении транспортных и экологических проблем. И эти проблемы только усугубляются увеличением плотности застройки. Но суды о прекращении строительства матвеевцы проиграли. В настоящий момент написали письмо Генеральному прокурору России В. Устинову.

Борьба продолжается

СПРАВЕДЛИВОСТИ ради стоит сказать, что городские власти с незаконными стройками все же борются. Причина низкой эффективности в том, что проверки на строительных объектах, оказывается, можно проводить лишь раз в два года. И если нет решения суда о прекращении незаконного строительства, инвестора можно оштрафовать всего на 200 минимальных размеров оплаты труда, что на самом деле составляет 20 тыс. руб. Но с момента существования комиссии по пресечению незаконного строительства нарушения все же были найдены. Выявлено 550 незаконно построенных объектов, без малого 200 из которых давно и прибыльно эксплуатируются. Скептики, правда, утверждают, что это делается не ради москвичей. Разрешение или запрещение начавшегося или уже осуществленного строительства используется как инструмент в конкурентной борьбе. Место одних инвесторов занимают другие: так осуществляется передел строительного рынка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно