Сообщение из милицейской хроники: автомобиль, управляемый пьяным водителем, въехал в подземный переход. Это происшествие пошатнуло уверенность в безопасности внеуличных объектов, которая и так вызывала сомнения.
СЕГОДНЯ в подземные переходы грустно входить, даже если и не задумываться о пьяных водителях. Невесёлые мысли начинаются ещё с выбитых ступеней - спускаясь под Дмитровское шоссе, можно легко подвернуть ногу. По правилам проектирования, для отделки стен рекомендуется естественный камень или высококачественные морозостойкие искусственные материалы. Но в жизни, как правило, переходы облицовывают бледной плиткой. Горожане, которые возвращаются домой поздно, видят сюрреалистическую картину: желтовато-белёсый кафель, приглушённый свет, длинный коридор - ощущение, что спустился в подвал больницы. Впрочем, в некоторых переходах нет даже тусклого освещения. В переходе напротив Велозаводского рынка, например, лампочки включаются только вечером, хотя подземный коридор достаточно длинный и освещение не помешало бы и средь бела дня. В центре города картина не лучше. В переходе под Новым Арбатом стену "украшает" треснувшая, состарившаяся плитка, после дождя в углублениях на полу появляются лужи. Под Пушкинской площадью пешеходы еле протискиваются между палатками. Это настоящий бич центра: торговые ряды идут по двум стенам сразу, оставляя для людей узкий проход. А собственно почему? Ведь после взрыва в подземном переходе под Пушкинской площадью мэр пообещал, что в целях безопасности всю торговлю из переходов уберут. "После теракта количество торговых объектов резко сократили, - рассказывает депутат МГД Степан Орлов. - Но полностью убирать торговлю нецелесообразно. Торговые павильоны рассчитаны на людей с небольшим достатком, которые могут на бегу купить сопутствующие товары - газеты, лейкопластырь, минералку". Какая забота о малообеспеченных! Но разве нельзя всё это продавать наверху?
Если уж московское правительство считает, что торговля в переходах так необходима, почему не сделает их более просторными? Ведь сейчас действуют совершенно античеловеческие нормативы (см. фото: переход под Тургеневской площадью). Вдоль палаток отводится 75 см для того, чтобы люди могли спокойно сделать покупку. А значит, для главного - прохода пешеходов - остаётся всего 3 м. То есть пройдут только по два человека в каждую сторону. А остальные в часы пик будут протискиваться с трудом!